И насколько ожесточенно велись в начале года споры о том, в каком же столетии и тысячелетии мы живем, настолько же бурно обсуждаются возможные пути развития телекоммуникаций сторонниками различных тенденций. Причина разногласий по вопросу летоисчисления исчезнет через несколько месяцев — наступит 2001 г. Но вряд ли столь же быстро (если вообще когда-нибудь) определятся с направлением развития главные игроки на рынке связи.

Разумеется, «жестких» консерваторов от телекоммуникаций очень мало. Находясь в здравом уме и твердой памяти, нелепо отрицать, что новые средства расширяют возможности и способы общения людей друг с другом. Однако не менее глупо петь осанну каждому из тех новшеств, которые чуть ли не еженедельно появляются на необъятном телекоммуникационном небосводе. Попробуем же заглянуть за горизонт и пофантазировать, что нас ждет впереди.

Первое, что мы увидим, будет свет. Правда, невооруженный взгляд вряд ли позволит это сделать: увы, ультрафиолетовый спектр человеческим глазом не воспринимается. Но не будем особо горевать по данному поводу — лучше поговорим о волоконно-оптических линиях связи.

Пропускная способность оптоволокна прогрессирует столь быстрыми темпами, что становиться прямо не по себе — чем заполнить это безбрежное русло? Уже сейчас появилось оборудование (например, DWDM Metro 1500, поставляемое компанией Cisco Systems) с сумасшедшим потенциалом. Для передачи потока 10 Мбит/с Ethernet резервируется фактическая пропускная способность в 2,5 Гбит/с. Надо отметить, что такая аппаратура работает на самых распространенных волокнах G.652 безо всяческих выкрутасов с дисперсией. И это великолепно. Думаю, лет через десять (а может, и раньше) мы будем воспринимать аналоговые модемы так же, как ныне детекторные приемники, а первокурсники Института связи станут изучать оборудование xDSL на лекциях по истории телекоммуникаций.

Но опутывание земного шарика паутиной из оптоволокна приведет к новой проблеме. Потребуются принципиально другие методы передачи и коммутации, чем применяемые сегодня, ведь надо будет очень быстро и очень качественно перемещать огромнейшие массивы критичной к временным параметрам информации.

Представьте себе на минутку, что участвуете в голографическом сеансе связи. Это не плоская физиономия на экране телевизора или слайд-шоу через Internet. Хотя вы разделены с вашим визави многими тысячами километров, с ним можно поздороваться за руку, совместно выпить по чашечке кофе и даже почувствовать его аромат. Или вы берете виртуальную ручку и ставите реальную подпись. А в электронном голографическом магазине не возбраняется полистать страницы книги, чтобы не купить кота в мешке, ориентируясь лишь на аннотации (что нередко происходит, когда пользуются услугами современных Internet-лавок).

Какие же механизмы способны обеспечить переброску столь значительного трафика? Думаю, что окончательного ответа на этот вопрос нет ни у кого. Весьма вероятно, что синхронные методы передачи если и не исчезнут, то мигрируют на периферию телекоммуникационной сети будущего. Их главное достоинство — жесткая временная привязка информации, содержащейся в передаваемом потоке — их же и погубит. Необходимость в несчетном числе узлов коммутации потребует построения таких замысловатых сетей синхронизации и управления, что их реализация окажется экономически и технически бессмысленной.

Пакетные сети, фаворитом которых в настоящее время является IP, тоже вряд ли справятся с этой задачей. Традиционные коммутаторы и маршрутизаторы довольно скоро приблизятся к теоретическому порогу своей производительности, определяемому физическими процессами. Они просто захлебнутся рутинной работой по поддержанию виртуальных путей.

Вероятнее всего, сетевые устройства «терабитного» будущего станут создавать на основе нейроноподобных самообучающихся технологий, интегрирующих в себе лучшие черты методов коммутации каналов и пакетов. Подробнее? Попробуйте заглянуть в исследовательские лаборатории ведущих компаний. Но вряд ли вас туда пустят, ведь до начала внедрения остался какой-нибудь десяток лет, и это уже не теория, а заря практического воплощения.

Ба! Да за окном уже светает. Как коротки летние ночи! Пора скинуть сей опус на дискету и ехать в редакцию. Домашнего телефона-то у меня до сих пор нет.