Головоломка коммутаторов служб составлена из нескольких элементов: технологии, законодательства и финансов. Смогут ли производители сложить из них цельную картину?

В 1998-1999 гг., когда царила всеобщая эйфория по поводу светлого компьютерного будущего, компании увлеченно занимались «изобретением новых секторов рынка». В иллюзорном мире, свободном от приземленных реалий, связанных с производительностью, можно было бесконечно рассуждать о рынке любого масштаба и сколь угодно большом потенциале развития. Большинство из этих рассуждений оказалось чистейшим абсурдом, и многие из тех, кто вел такие разговоры, вскоре сошли со сцены.

Во всей этой суматохе сформировался действительно новый сектор рынка — сектор продуктов для коммутации служб. Коммутаторы служб поддерживают прямую связь между соединениями доступа клиента и сетевым оборудованием, функциональность которого позволяет предоставить услугу, за которую, собственно, клиент и платит. Само определение коммутаторов служб предполагает, что клиентские и сетевые технологии не способны гладко взаимодействовать между собой. Мультисервисные сети и гибкие инфраструктуры служб стали своего рода доказательством необходимости коммутаторов служб в качестве промежуточного звена.

Однако задумаемся, на самом ли деле рынок коммутаторов служб — новый сектор, и нет ли в определении этой категории продуктов доли лукавства? Не очерчены ли границы сектора слишком широко, чтобы в него попали только действительно нужные и востребованные продукты? Как это происходит и с другими рынками в наше бурное время, определение рынка коммутаторов служб расширяется. В действительности, некоторые издания и аналитики применяют термин «волшебный ящик» отнюдь не как комплимент. Так существует ли еще такое явление, как «коммутатор служб»?

Возможно, да. Коммутаторы служб могут в будущем оказаться наиболее востребованным оборудованием со стороны операторов. Формулировки, очерчивающие границы рынка, пока только «носятся в воздухе», и они постоянно изменяются вследствие неопределенности законодательных требований и колебания рынков капитала. Еще не проникшие сюда производители стремятся влиять на него, в то время как те или иные компании, напротив, пытаются уйти. В сетевой отрасли, пожалуй, нет более непонятного и, одновременно, интересного сектора.

А ведь такие продукты могут работать в сети буквально рядом с вами...

ПОРОЖДЕНИЕ ХАОСА

В годы, когда коммутаторы служб только формировались, на рынке господствовало мнение о необходимости некоего механизма различения служб. Это диктовалась тем, что доминирующая роль в будущем отводилась «хаосу работы без установления соединений».

Как определить, что это за услуга? В случае IP без установления соединения, у которого нет никаких отличительных характеристик, один из способов — воспользоваться коммутаторами служб для классификации трафика. Они анализируют посылаемые пользователем пакеты и, на основании данных об адресе источника и назначения, а также других полей заголовка, производят классификацию трафика по потокам, которым выделяются определенные виртуальные каналы. Пользователи при этом могут платить за специальную обработку пакетов в соответствии с правилами классификации. Такая схема аналогична оплате за специальную обработку некоторых виртуальных каналов.

Классификация пакетов была главной функциональной возможностью первых коммутаторов служб, которые появились в конце 90-х гг. Компании Shasta и SpringTide, приобретенные впоследствии, соответственно, Nortel и Lucent Technologies, представили системы, основанные в первую очередь на классификации пакетов.

К сожалению, проблема создания дифференцированных служб IP оказалась в значительной степени связана с распространением парадигмы Internet, но доверие к ней было подорвано массовым закрытием Internet-компаний. Большинство из недавно появившихся операторов, которым производители оборудования рассчитывали продавать выпускаемые ими продукты, прекратили свое существование или потеряли доступ к капиталам. Те же, кто сохранил клиентуру, не стремились осваивать новые пространства и повторять ошибки многоч%