Новые правила лицензирования по подписке заставляют организации пересмотреть собственную политику приобретения программного обеспечения и управления им.

Компания Microsoft вызвала переполох, выпустив в 2001 г. ОС Windows XP, право работы с которой обойдется предприятиям в соответствии с новыми лицензионными ограничениями в кругленькую сумму. Однако Microsoft — не единственный поставщик, кто внес изменения в правила лицензирования программного обеспечения. Например, компания Oracle предложила лицензию с ограниченным сроком действия и отказалась от моделей лицензирования на основании числа одновременных подключений. Ведущие поставщики программного обеспечения корпоративного уровня — Hewlett-Packard (HP), IBM и Sun Microsystems — также пересмотрели политику реализации на рынке приложений собственной разработки.

Однако аналитики предупреждают о том, что корпоративные пользователи баз данных и таких приложений, как управление системами и производством, управление ресурсами предприятия (Enterprise Resource Management, ERM) и управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM), вынуждены пересматривать собственную политику приобретения программного обеспечения для ведения бизнеса, иначе им придется платить за него больше, чем раньше.

В данной статье рассматриваются основные тенденции в области лицензирования программного обеспечения и более подробно освещаются планы поставщиков и лицензионные программы.

ПЕРЕХОД НА АРЕНДНУЮ ПЛАТУ

Поставщики программного обеспечения в настоящее время переходят от прежнего принципа бессрочного лицензирования к моделям по подписке. В соответствии с новым сценарием заказчики могут использовать приложения в течение определенного периода времени, от одного года до четырех лет, в зависимости от поставщика, приложения и рынка. Предприятия больше не имеют права неограниченно пользоваться программным обеспечением — так, как они это делали прежде, заключая стандартное бессрочное лицензионное соглашение. Лицензионные модели по подписке обычно предусматривают ежегодные взносы на сопровождение и обновление продукта.

По словам Нила Голдмана, руководителя исследований в области инфраструктуры приложений консалтинговой компании Yankee Group, поставщики антивирусного программного обеспечения первыми опробовали модель по подписке. «Вы вносите аванс за лицензию на использование программного обеспечения на протяжении определенного количества лет, а также осуществляете текущие платежи за поддержку ПО и получаете новый компакт-диск, а впоследствии диски с обновлениями», — объясняет он.

По мнению аналитиков, модели лицензирования по подписке имеют свои достоинства. Майкл Силвер, директор по исследованиям компании Gartner, полагает, что такие модели позволяют предприятиям заранее предусмотреть в бюджете статью расходов на программное обеспечение в течение года.

Голдман считает, что модель лицензирования по подписке прогрессивна как для пользователей, так и для поставщиков. «Для поставщиков такая модель привлекательна, поскольку они получают сначала аванс, а затем регулярные взносы, — рассуждает он. — К тому же в рамках прежней модели им постоянно приходилось создавать новые функции, дабы убедить заказчиков в необходимости платить за обновления. Теперь выпуск программного обеспечения будет диктоваться объективной необходимостью, а не потребностями увеличения дохода».

Что касается заказчиков, то они станут получать усовершенствованные возможности быстрее, им не придется принимать трудных финансовых решений по обновлению программного обеспечения, и, что, наверное, еще более важно, они смогут предусмотреть в бюджете статью расходов на программное обеспечение. По словам Силвера, модель по подписке имеет еще одно преимущество для корпоративных заказчиков: они получат налоговые льготы, поскольку арендуют программное обеспечение, а не приобретают его. Как считает Голдман, в такой ситуации предприятиям удастся зачислить расходы на программное обеспечение в графу эксплуатационных расходов.

Однако у новой модели лицензирования есть и обратная сторона: долгосрочная лицензия на основе арендной платы обходится дороже. Например, компания Microsoft взимает арендную плату в размере 85% от стоимости бессрочной лицензии. Поэтому аналитики Gartner делают вывод о том, что в такой ситуации выгоднее приобретать бессрочную лицензию, нежели подписку.

Тем не менее еще один аналитик компании Gartner, Алвин Парк, считает, что лицензированию по подписке со временем будет принадлежать весомая доля рынка. По прогнозам Gartner, уровень цен на модели с арендой постепенно будет падать. «Арендная модель лицензирования компании Microsoft начала действовать с октября 2001 г., при этом поставщикам программного обеспечения неразумно устанавливать слишком низкий уровень начальной цены», — полагает Парк. По его расчетам, потребуется от 5 до 6 лет для того, чтобы поставщики полностью перешли на модель аренды.

Что же касается бессрочной модели лицензирования, то, как указывают аналитики, довольно трудно убедить корпоративных заказчиков в необходимости ежегодно продлевать контракты на сопровождение программного обеспечения. Силвер приводит в пример компанию IBM, которая, борясь с таким положением дел, изменила свою лицензионную политику и предлагает услуги по сопровождению и техническую поддержку в пакете с некоторыми из своих программных продуктов. Он сообщает, что IBM теперь предоставляет лицензии сроком на год. Поставляемое IBM программное обеспечение будет работать даже в том случае, когда срок аренды истек, в отличие от программного обеспечения других компаний, которое часто запрограммировано на прекращение работы по истечении оплаченного срока. Те из пользователей программного обеспечения IBM, кто прекратил платить лицензионные отчисления по окончании срока аренды, могут продолжать работать с приложением, однако однажды наступит момент, когда программное обеспечение перестанет функционировать должным образом либо появятся проблемы совместимости с новыми версиями программного обеспечения или оборудования.

Говоря о лицензии с ограниченным сроком действия, компания Oracle имеет в виду лицензию по подписке и предлагает двух- и четырехгодичные контракты на свои корпоративные приложения для баз данных стоимостью 35% и 60% от соответствующих цен бессрочной лицензии. Жаклин Вудс, вице-президент Oracle по общим вопросам использования программных продуктов, стратегии ценообразования и лицензирования продуктов и услуг, считает, что такая модель удобна для заказчиков, работающих над временными проектами. Она утверждает, что более короткий лицензионный цикл предоставляет покупателю более гибкий выбор и позволяет не приобретать бессрочную лицензию.

НЕГИБКОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

«Отсутствие гибких лицензионных планов — единственная серьезная претензия покупателей корпоративного программного обеспечения к поставщикам», — заявляет Джеймс Гейсман, президент и основатель компании Marketshare, специализирующейся на предоставлении консультационных услуг по вопросам развития бизнеса и оказывающей содействие поставщикам в совершенствовании модели ценообразования и лицензирования. По его словам, поставщики недостаточно гибко строят свою политику в области финансирования и сроков лицензирования, т. е. определяемые ими сроки лицензирования не всегда выбираются с учетом сроков выполнения проектов. Он также отмечает, что поставщики лицензируют продукты только в расчете на один сервер, а предприятия заинтересованы в лицензировании в расчете на одного пользователя. И в этой ситуации потребностями заказчиков часто пренебрегают.

У Гейсмана есть несколько радикальных предложений по поводу лицензирования программного обеспечения. «Я никогда не мог понять, почему разработчики не обеспечивают свои приложения надлежащим инструментарием. Ведь таким образом у них была бы возможность взимать плату тем способом, который устраивает самого пользователя. Поставщики никак не могут осознать, что о лицензировании надо начинать думать уже в процессе разработки общей архитектуры продукта».

Он убежден, что разработчикам следует создавать программное обеспечение с «нарезаемой» модульной архитектурой. В этом случае, если пользователь готов заплатить больше, он получит больший «кусок» программного обеспечения, а за меньший будет, соответственно, меньше платить.

Гейсман замечает, что поставщики программного обеспечения стали задумываться об этом совсем недавно, особенно с появлением модели предоставления приложения в аренду (Application Service Provisioning, ASP). Они с большой неохотой выделяли средства на инструментарий для своих приложений, полагая, что свойство «x» более привлекательно для пользователей, чем функциональные возможности для контроля работы с этим программным обеспечением. «Это действительно непростая проблема. Вы не можете взимать плату за то, чем не в состоянии управлять. Но как же управлять тем, для чего нет инструментария?» — поясняет Гейсман.

С подобной проблемой пришлось столкнуться по крайней мере еще двум поставщикам: Computer Associates и Segue Software.

По информации Марка Комбса, старшего вице-президента отдела исследований и разработок в компании CA, экстенсивная технология лицензирования LMG позволяет идентифицировать процессор, на котором выполняется программное обеспечение, и таким образом контролировать использование программных продуктов компании CA для мэйнфреймов, которые составляют 45% от всего объема продаж компании. Данная технология позволяет отслеживать ключи для активизации программы с помощью информации, которую покупатель, приобретая продукт, сообщает компании CA. По словам Комбса, выполнение приложений не останавливается, если требуемый ключ отсутствует, однако пользователь получает напоминание, что он работает с нелицензионной копией программного обеспечения.

Компания Segue применяет аппаратную «заглушку» для выяснения того, сколько виртуальных пользователей имеют доступ к приобретенному программному обеспечению. Этот продукт управления позволяет тестировать характеристики работы и надежность узла Web, приложения либо сервера с учетом конкретного числа виртуальных пользователей. Как сообщает Базиль Харрис, вице-президент отдела продаж компании Segue, «защитная заглушка» подключается к сетевому порту сервера и содержит права на использование конкретного числа виртуальных пользователей.

Задача состоит в том, чтобы клиенты могли провести тестирование в необходимом им объеме — они могут выполнять серии тестов в течение нескольких недель или месяцев. «Заглушка» позволяет приобрести 5000 виртуальных пользователей, а затем пользоваться предоставленным лимитом по аналогии с телефонной картой.

Благодаря лицензии с подобным контролем клиенты могут обращаться к одному из приложений программного обеспечения Segue, чтобы, например, утром запустить тест на 100 пользователей, внести изменения в конфигурацию на основе этого теста, а затем уже днем повторно задействовать этих же виртуальных пользователей. Устройство «защитной заглушки» вычитает 100 этих виртуальных пользователей в конце рабочего дня. Харрис утверждает, что компания разработала концепцию «защитной заглушки», чтобы партнеры (в основном консультанты) имели возможность выполнять тесты на узле заказчика. «Нашим консультантам несложно с помощью «защитной заглушки» отслеживать виртуальных пользователей на выезде. Это хороший способ увязать стоимость программного обеспечения непосредственно с проектом», — полагает он.

АКТИВАЦИЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Как уже отмечалось, компания Microsoft подверглась критике за новые программы лицензирования ОС Windows XP. Гнев потребителей был направлен против условий активации программных продуктов. Теперь от пользователей требуется получить одобрение со стороны Microsoft при повторной инсталляции программного обеспечения, например после капитальной профилактики оборудования.

Хотя в случае корпоративной лицензии организациям не требуется проходить процесс активации продукта, как это необходимо другим пользователям, проводимая компанией лицензионная политика не вызывает одобрения. По данным опроса 4500 специалистов в области ИТ, проведенного исследовательской компанией Giga совместно с интегратором Sunbelt Software, 80% респондентов считают, что в соответствии с принятыми правилами за ПО Microsoft придется платить больше.

Новый лицензионный контракт компании Microsoft предваряет появление программного обеспечения .NET и вынуждает пользователей выполнять обновления каждые два года вместо приобретения постоянной лицензии. Данная программа заставляет пользователей быстро перейти и на новые контракты по техническому обслуживанию. По прогнозам компании Gartner, это позволит Microsoft поднять цены на программное обеспечение на 33-100%.

В настоящее время Microsoft предлагает три основные модели лицензирования: Open, Select и Enterprise. Лицензионная программа Open предназначена для небольших компаний и предоставляет скидки при покупке всего лишь пяти лицензий. Лицензия Select ориентирована на средний бизнес, а Enterprise — на крупные компании, и та и другая также предусматривают скидки. Microsoft стимулирует пользователей к подписанию гарантийных контрактов Software Assurance на программное обеспечение, чтобы они вносили ежегодный взнос за ОС и обновление приложений. Программное обеспечение предлагается в аренду на основе годовой подписки.

Кроме того, Microsoft предпринимает определенные шаги в связи с увеличением периода времени между выпуском обновлений, особенно это касается ОС Windows 2000 и Office 2000, что грозит снижением доходов. Как уже отмечалось, программа лицензирования по подписке гарантирует разработчику устойчивый доход, предусматривая штрафы для тех корпоративных заказчиков, которые не проводят обновление программного обеспечения каждые два года.

В соответствии с прежней программой лицензирования компании Microsoft большинство организаций могло приобрести обновления по контракту Select Agreement одним из двух способов: заключив двухгодичный контракт на техническое обслуживание Upgrade Advantage либо путем приобретения одной из четырех версий обновлений (наиболее популярная опция). В настоящее время компания отказалась от обоих планов и заменила их гарантийной программой Software Assurance.

По условиям Microsoft, программа Software Assurance стоит меньше, чем опция Upgrade Advantage, и таким образом она становится наиболее выгодной для пользователей. Предприятия, по всей видимости, будут платить 29% в год от стоимости лицензии за настольные продукты и 25% от стоимости лицензии за программное обеспечение, устанавливаемое на сервере.

NETWARE В РОЛИ МЕЦЕНАТА

Неудивительно, что действия, предпринятые компанией Microsoft, вызвали раздражение определенной группы корпоративных представителей ИТ. По результатам опроса компаний Giga и Sunbelt, в результате новой лицензионной программы Microsoft многие приложения, включая серию Star Office компании Sun Microsystems, продукты NetWare и eDirectory компании Novell, а также Linux и Apache (популярный исходный код ОС и сервер Web соответственно) смогут увеличить свою долю рынка.

Компания Novell для последней версии ОС NetWare выбрала простую модель лицензирования с оплатой в расчете на одного пользователя. Стив Бартел, менеджер по лицензированию программных продуктов этой компании, отмечает существенные отличия от прежней лицензионной программы в зависимости от числа одновременных подключений. До этого учитывалось каждое подключение пользователя к серверу Novell. Если пользователи регистрировались на нескольких серверах одновременно, ПО Novell рассматривало это так, как если бы каждый из них работал с несколькими копиями лицензий на подключение.

Однако, по словам Бартела, с появлением в организациях большого количества оборудования и подключением сотрудников к серверу через карманные устройства, сотовые телефоны и персональные компьютеры данная модель стала чрезмерно дорогостоящей. Новый подход, в расчете на одного пользователя, предлагает более простую схему оплаты лицензий. В отличие от многих других поставщиков, в состав продукта NetWare компании Novell входят средства измерения. Эти средства автоматически подсчитывают пользовательские объекты службы каталогов NetWare Directory System (NDS), а предприятия могут легко убедиться в том, что они работают с надлежащим количеством лицензий.

Компания Novell предлагает бессрочную программу лицензирования из трех звеньев: оптовое лицензионное соглашение для малого бизнеса (Volume Licensing Agreement, VLA), корпоративное лицензионное соглашение для средних и крупных предприятий (Corporate Licensing Agreement, CLA) и лицензионное соглашение для корпоративных заказчиков (Master License Agreement, MLA). Цены таковы: за лицензионную программу VLA — 1000 долларов, CLA — 100 тыс. долларов, и MLA — 700 тыс. долларов. Компания также предлагает лицензионную программу на основе аренды для провайдеров услуг Internet и провайдеров приложений (ISP и ASP). «Они платят за использование продукта в соответствии с числом пользователей», — сообщает Бартел.

В дополнение к этому Novell переходит на новую лицензионную программу по подписке. Она разработана по примеру академической модели лицензирования для образовательных учреждений, предоставляющей возможность ежегодной аренды ровно того количества лицензий, которое необходимо для соответствующего числа студентов. Следующий логический шаг — распространение этой модели на корпоративных заказчиков.

РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Компании Sun и HP, известные своим оборудованием и серверными системами, в то же время и крупные поставщики программного обеспечения, применяющие различные лицензионные программы. Sun предлагает широкий выбор лицензий на программное обеспечение вплоть до предоставления открытого кода. По утверждению Дэнис Купер, ведущего специалиста по открытому коду в компании Sun, компания предпочла бы открыть исходный код собственного программного обеспечения ОС Solaris. Однако она не может себе этого позволить, поскольку использует коды сторонних разработчиков ПО, которые хотели бы получать вознаграждение за свой вклад. Тем не менее Sun распространяет исходный код в исследовательских целях (что нехарактерно для большинства поставщиков программного обеспечения, включая Microsoft).

Прочие модели лицензирования компании Sun включают Sun Industry Standards Source License (SISSL), Sun Community Gnu Public License (SCSL), а также лицензию Lesser Gnu Public License (LGPL). Рабочий комплект OpenOffice поставляется по лицензии LGPL. Кроме того, компания предлагает реализацию на языке Java стандарта управления предприятием на базе Web (Web-based Enterprise Management, WBEM) по лицензии SISSL. Лицензия SCSL предоставляет поставщикам инструментальных средств, разработчикам микросхем, производителям оборудования, университетам и исследовательским организациям доступ к исходным файлам процессоров picoJava и SPARC без взносов на разработку и развитие.

По словам Купер, Sun предприняла попытку разработать общую лицензионную программу, однако отказалась от этой затеи из-за того, что спектр предлагаемых лицензий слишком широк. «Если говорить кратко, мы приспосабливаемся к существующему рынку», — заявила она. Купер также признает, что код Java не является открытым ПО: «Мы обычно говорим об этом коде как об открытом в контексте достижения совместимости». В существующем сообществе предусмотрен обмен кодов, что способствует развитию концепции Java. Однако код Java не может быть в полном смысле этого слова открытым, «поскольку значительные деньги зарабатываются в том случае, когда ПО, написанное на Java, ориентировано на конкретное оборудование». В качестве примера можно привести судебную тяжбу Sun с компанией Microsoft в отношении будущего направления развития языков программирования.

ЛИЦЕНЗИЯ НА УРОВНЕ ПРОЦЕССОРА

Директор по продаже UNIX-подобных операционных систем HP-UX компании HP Рам Апарара подчеркивает, что HP, как и Sun, приходится действовать в различных условиях, и в каждом отдельном случае требуется собственный подход. В мире мэйнфреймов HP лицензирует программное обеспечение HP-UX в соответствии с тем, на каком количестве процессоров работает установленная система. Программы HP позволяют устанавливать лицензии на программное обеспечение HP-UX по требованию, а соответствующий лицензионный план называется «немедленное предоставление по требованию» (Instant Capacity on Demand, ICOD). Например, заказчик может приобрести лицензию на 16 параллельно работающих процессоров, однако оплатить только восемь до обновления количества действительно работающих CPU. Благодаря этому плану покупатели могут динамически переносить лицензии с одного процессора на другой — например, когда какой-нибудь процессор выходит из строя, — без дополнительной платы.

«Компания HP предлагает различные модели лицензирования своих корпоративных программных продуктов, таких, как OpenView, NetAction, а также Process Manager», — говорит Дуг Мейсон, менеджер по ценовой политике и программам в подразделении HP, занимающемся программным обеспечением. За серверное ПО OpenView компания взимает плату из расчета за каждый управляемый сервер, для пользовательской консоли OpenView плата рассчитывается за каждый управляющий сервер.

Как сообщает Мейсон, компания HP также переходит на модель лицензирования с ограниченным сроком действия и отказывается от бессрочной модели лицензирования. Она предлагает лицензирование по подписке для провайдеров телекоммуникационных услуг на такие продукты, как Process Manager и Internet Usage Manager. Провайдеры телекоммуникационных услуг вправе приобретать ежегодную лицензию на использование этих продуктов индивидуальными пользователями, которым через год их услуги уже могут не понадобиться. Такие пользователи платят намного меньше, чем если бы они приобретали лицензию по подписке в полном объеме.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Компания SAP America выбрала необычный подход для лицензирования своего продукта Myasp.com, применив модель лицензирования с «ролевыми пользователями». (В понятие «ролевой пользователь» включается и работающий по найму пользователь, и пользователь с ограниченными профессиональными навыками, и высококвалифицированный пользователь.) Соответственно, от модели к модели увеличиваются функциональные возможности и стоимость.

Работающий по найму пользователь может выполнять функции, связанные с решением специфических задач, включая ввод данных, и самообслуживанием: например, регистрировать в приложении для обновления персональных данных, уточнения пенсионного плана 401(k) и т. д. Профессионал высокого класса использует программное обеспечение для определенной работы: ведение бухгалтерии с помощью программного обеспечения для обработки корпоративных данных и др.

«SAP использует эту модель в течение 7-8 лет, поскольку ее параметры легко измеряются, и она устанавливает прямую зависимость между ценой за лицензию и значимостью пользователя», — объясняет Джо Лароза, менеджер по ценовой политике компании. SAP продает только бессрочные лицензии даже для тех пользователей, которые работают с программным обеспечением в режиме хоста.

ЗАГЛЯДЫВАЯ В ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ

В условиях сокращения предлагаемых возможностей и увеличения цен предприятия могут быть уверены в одном: с течением времени они будут тратить все большую часть своих бюджетов на программное обеспечение. Остается определить, сколько. Компания Microsoft выпустила продукт .NET, тем самым еще больше усложнив проблему. Вывод, предлагаемый в заключение статьи: приобретая программное обеспечение, будьте бдительны, пока ситуация с лицензиями не стабилизируется.

Джим Карр — технический писатель в компании CA. С ним можно связаться по адресу: jecarr13@home.com.


Ресурсы Internet

Институт программного обеспечения на базе открытых исходных кодов (Open-Source Software Institute, OSSI) занимается разработкой и реализацией программного обеспечения с поддержкой открытого кода. С его материалами можно ознакомиться на сайте: http://www.oss-institute.org.

В издающемся дважды в месяц отраслевом бюллетене Softletter по адресу: http://www.softletter.com, можно найти информацию о проблемах и тенденциях выпуска программного обеспечения. Эти данные предназначены для отраслевых руководителей старшего звена и отслеживают тенденции в маркетинге и дистрибуции, предоставляя информацию о деятельности компаний, финансовых и ценовых моделях, управлении продуктами и новых технологиях.

Сайт компании Marketshare http://www.moreshare.com предназначен в основном для разработчиков программного обеспечения, однако он содержит обширную информацию о лицензировании программного обеспечения, включая ссылки на статьи о согласовании лицензий ПО.

Некоммерческий фонд программного обеспечения (Free Software Foundation, FSF) http://www.gnu.com, и организация, занимающаяся вопросами открытого кода (Open Source Software) http://www.opensource.com, предлагают описания моделей лицензирования открытого кода.

На сайте компании Slaughterhouse http://www.slaughterhouse.com представлены обзоры и прочие публикации о программном обеспечении с открытыми кодами.