Этой теме были посвящены заметки во многих газетах и сюжеты практически на всех телеканалах. Что случилось? Да ведь все и так знают — у одного из московских операторов сотовой связи по техническим причинам несколько часов не работала сеть. Не вдаваясь в подробности — техника вообще склонна к поломкам, — я хотел бы обратить внимание на сам факт живого обсуждения данной проблемы в обществе. Еще год назад нечто подобное было бы крайне трудно представить. Темпы проникновения современных технологий в массы все ускоряются, пусть пока только в крупных городах (в основном в Москве). И хотя процентное отношение абонентов сотовой связи или людей, имеющих домашний доступ к Internet, к остальному населению остается крайне низким, главное — это наличие позитивной тенденции. Если все пойдет хорошо, то где-нибудь через год мы сможем узнать из передовиц газет и экстренных выпусков новостей о том, что эксперты думают по поводу проблем с доступом в Internet у нескольких сот тысяч человек и не стоит ли им подать в суд на провайдера, дабы потребовать компенсацию за недополученную из-за потери связи прибыль. Почему бы и нет, ведь абоненты сотовой связи высказывали подобные заявления (по поводу иска в суд) после случившегося инцидента?

Впрочем, ситуация с массовым доступом к Internet все-таки сложнее. Если операторам сотовой связи требуется лишь получить лицензию на частотный диапазон, а уж инфраструктуру они строят сами, то провайдеры Internet вынуждены использовать для доступа телефонные каналы местных предприятий связи, монополистов наподобие МГТС. А в этой области, к сожалению, подвижек в лучшую сторону пока незаметно. Отсутствие альтернативных операторов, предоставляющих услуги телефонной связи населению в массовом порядке, позволяет монополистам неплохо себя чувствовать и без проведения радикальных перемен в подходах к обслуживанию абонентов и техническому оснащению своей сети. Зато они преуспели во взимании необоснованной платы, к примеру, за использование факса или АОНа, установленных самим же абонентом. Но и здесь перемены неизбежны, поскольку морально устаревшее оборудование когда-нибудь полностью выработает свой ресурс, и предприятиям связи потребуется делать масштабные инвестиции в техническое переоснащение, для чего им придется научиться зарабатывать деньги. Грядущее введение повременной оплаты за местную телефонную связь для населения, которая все откладывается и откладывается, — это шаг в правильном направлении, и он совершенно неизбежен. Конечно, стандартным возражением на это является низкая платежеспособность населения. В нем, конечно, есть своя доля истины, но, с другой стороны, в таких городах, как Москва, слухи о тотальной нищете, по-моему, сильно преувеличены. И потом, надо ведь думать о будущем, в котором, я надеюсь, мы все не собираемся оставаться ни нищими, ни даже бедными?

Такие вот мысли навевает всеобщая шумиха по поводу отключенных «мобильников». Начинает казаться, что мы все-таки движемся в том же направлении, что и весь остальной мир, правда, с большим отставанием. Но если вспомнить ситуацию на российском телекоммуникационном рынке пяти- или даже (страшно вспомнить!) десятилетней давности, то этот разрыв не кажется таким уж непреодолимым.

Кирилл Терлекчиев