Контроль кабельных компонентов и средств соединения вашей сети поможет разработать стратегию повышения производительности.


ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ CMS
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ CMS
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К CMS
РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИСТЕМЫ
ПРОВОДКА ГОТОВА!

НАБОР СТАНДАРТОВ TIA/EIA 606 ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ПРОВОДКЕ
На заметку


С ростом масштабов и значимости сетей проблема контроля физической инфраструктуры сети приобрела новый смысл. Знание сетевого кабельного хозяйства становится критическим фактором в предоставлении пользователям надежных и экономичных сетевых сервисов. Грамотно организованное ведение записей для администрирования кабелей и средств соединения может оказаться бесценным как при решении повседневных, так и долгосрочных стратегических задач.

Многие годы термин "администрирование кабельных систем" относился исключительно к ведению записей о кабельном хозяйстве. Но администрирование кабельных систем касается не только кабелей и документации; прежде всего этот термин относится к фундаментальным процессам управления людскими ресурсами, пропускной способностью кабеля и подключенным оборудованием наиболее эффективным образом.

Инструменты и процедуры, используемые для достижения этих целей, и составляют процесс администрирования кабельных систем. Любая организация должна приобрести знания и навыки правильного применения данных инструментов.

Планирование администрирования кабельных систем начинается с проектирования кабельной структуры, обеспечивающей необходимые для обозримых нужд вашей организации пропускную способность, производительность и конфигурацию. Следующий шаг - разработка методики наименования и маркировки различных компонентов физической инфраструктуры. После того как элементы поименованы и маркированы, вы можете выбрать методику контроля информации в системе ведения записей. Последней составляющей плана являются административные процедуры и средства управления, используемые для эффективной работы с этой информацией.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Потенциальные достоинства хорошего плана администрирования кабельных систем надо рассматривать на двух уровнях. Во-первых, это стратегические выгоды, которые сказываются на всей организации и имеют долгосрочное действие. Во-вторых, это тактические преимущества, проявляющиеся во время индивидуального выполнения конкретного задания.

Обоснованием проектов служат стратегические выгоды, но критерием успеха являются тактические преимущества. Именно тактические преимущества дают каждому работнику стимул, необходимый для того, чтобы процесс пошел.

Администрирование кабельных систем позволяет сократить эксплуатационные расходы за счет более эффективного использования людских ресурсов и инфраструктуры. Например, оно может предотвратить прокладку организацией кабеля, который ей на самом деле не нужен. Чаще же всего желаемая цель - извлечь максимум возможного из имеющихся ресурсов.

Администрирование кабельных систем позволит также улучшить время отклика и уровень сервиса, предоставляемого пользователю сети, часто сокращая время, затрачиваемое на перемещения, добавления и изменения (Moves, Adds, and Changes, MAC) с недель до дней или с дней до часов. Восстановление забытых незадействованных мощностей может привести к значительной экономии.

Ведение записей позволяет накопить материал для администрирования активов - будь они в коммуникационном шкафу, на рабочем месте или и там и там. Контроль сети, ПК и телекоммуникаций позволит иметь информацию о сроках гарантии, обслуживании и износе конкретных устройств.

Ведение записей может также помочь сделать планирование мощностей более быстрым процессом, особенно когда вы собираетесь передислоцировать целые группы или подразделения. Если раньше вам надо было лично осматривать территорию, то ведение записей снимает необходимость в подобной ревизии. Записи об инфраструктуре могут оказаться весьма полезны и при восстановлении после аварий, предоставляя информацию для переброски или перемещения сетевого трафика и сервисов.

Достигаемая отдача пропорциональна числу людей, задействованных в администрировании кабельных систем. При реализации изменений записи могут быть использованы для определения местонахождения разъемов, выбора соединений и выявления незадействованных мощностей. При устранении неполадок записи сообщают о проложенных линиях, отслеживают предысторию неполадок в компонентах и хранят для диагностических целей тестовую информацию о конкретных парах кабеля.

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ

Фундаментальным инструментом администрирования кабелей и соединений является система ведения записей - часто автоматизированная СУБД, называемая системой администрирования проводки (Cable Management System, CMS). Как правило, записи CMS не ограничиваются простыми списками кабелей и пар. Например, если вы хотите получить информацию об емкости и ее доступности, то должны знать, какие элементы сети соединены друг с другом. Если вам нужна информация о конкретных цепях, то вы должны знать, как соединены именно эти элементы. Фиксирование всех "как" и "что" о соединениях обычно означает внесение информации о контролирующем оборудовании, розетках, настольном оборудовании и даже кабельных оконцевателях.

Любую информацию, которую вы хотите отслеживать, необходимо проверять по трем критериям: как вы ее получите, как будете использовать и как хранить. Если у вас нет вразумительных ответов даже на один из этих вопросов, то информация, которую вы хотите отслеживать, возможно, не вписывается в систему ведения записей.

Плюс к этому пользователям CMS придется преодолеть узость их персональных интересов, а также интересов конкретного отдела или подразделения, в котором они работают: администрирование кабельных систем - мероприятие коллективное. CMS предполагает создание единой структуры и единой системы описания кабелей и оборудования, причем она должна быть понятна инженерам разных специальностей. Система описания должна быть согласована с персоналом, работающим с сетью, телекоммуникациями, видео и кабельным телевидением - без этого реализация CMS будет иметь весьма ограниченную сферу применения.

Ценность хранящейся в записях о кабельном хозяйстве информации зависит от того, как данные записи структурированы. При самой элементарной форме ведения записей создаются один или несколько списков элементов сети, таких как кабели, гнезда и компьютеры. Такой тип списков обеспечивает не более чем количественной информацией по каждому типу.

Простые списки могут быть расширены за счет включения характеристик или признаков, таких как местонахождение, размер, суммарная пропускная способность или амортизационная информация. Отслеживание количества и характеристик элементов, имеющее относительно ограниченную ценность, может эффективно вестись на бумаге или посредством электронных таблиц (конечно, если общее количество таблиц не превосходит разумного числа).

Список элементов можно расширить за счет включения во все пункты информации о доступности или использовании каждого. Если исходный список мог сообщать, к примеру, полную емкость (количество пар) кабеля, то теперь любой кабель может иметь свой собственный список с информацией по каждой паре, в том числе занята она или свободна. То же самое делается и для каждого отдельного порта на сетевом концентраторе, хотя реальные структуры таблиц могут весьма различаться.

Отслеживание информации об использовании предполагает не только более сложную структуру записей, но и дает более ценные данные. Хотя бумага или электронные таблицы могут использоваться и в этом случае, именно здесь CMS приносит реальную пользу.

Наибольшую сложность при ведении записей представляют связи, ассоциации и отношения между элементами различных списков. Такая запись не просто сообщает о том, где используется данный элемент, она ссылается на кабель, пользователя или другой элемент, с которым он связан.

Информация о связях необходима для осуществления изменений и диагностики, причем собрать ее не сложнее, чем информацию об одном лишь использовании. Эти данные наиболее ценны, но они требуют определенных знаний и усилий. Информация о связях - встроенный в СMS вид записей, хотя способы ведения меняются от системы к системе. Одна из моделей ведения записей предлагается "Административным стандартом для телекоммуникационных инфраструктур бизнес-зданий" - TIA/EIA 606. (Подробнее см. врезку "На заметку".)

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ CMS

Хотя программы CMS имеют некоторые общие черты, у каждой CMS своя, делающая ее уникальной, структура записей, таблиц и функций. Выбирая CMS, убедитесь в том, что она полностью соответствует требованиям, предъявляемым вашей организацией, имеет совместимую структуру и необременительна для вас. Полагаясь только на демонстрации производителя, нельзя эффективно проверить продукт; чтобы испытать программу, поставьте свои собственные требования к предполагаемым библиотекам и данным о компонентах.

Что касается требований к информации о количестве, признаках и использовании, большинство приложений CMS имеют похожую структуру. Эта фундаментальная структура включает в себя таблицы, определяющие основные типы (и их общие характеристики) допустимых в системе элементов. Разрешенные типы кабелей, оконцевателей и сетевых устройств должны быть определены и поименованы в соответствии с требованиями организации. Этот процесс известен как создание библиотеки или каталога системы. Некоторые программы приходят с предопределенной библиотекой компонентов, но ее, вполне возможно, придется модифицировать. После этого конкретные элементы внутри каждого класса или типа, такие как кабели, разъемы или компьютеры, могут быть определены в соответствии с принятой у вас классификацией. Каждая CMS предлагает функции для задания отношений между различными элементами. Подходов к заданию этих отношений, известных как информация о связях, столько же, сколько CMS на рынке. Системы отличаются тем, какие элементы могут быть соединены с другими; как создаются и именуются точки соединений; сколько соединений может иметь элемент и должны ли использоваться идентификаторы цепей.

Также каждая CMS использует различные экранные форматы, запросы и фильтры (методы поиска конкретных записей) и правила проверки данных. Вдобавок структура CMS оптимизирована в соответствии со специфическим взглядом на вещи: элегантное решение для отслеживания четырехпарной горизонтальной проводки и соединений как единого целого может оказаться неприемлемым при отслеживании соединений по парам и наоборот. Идеальная система позволяет работать с одно- и многопарными соединениями одновременно и сочетать их с минимальными переделками. Самые общие системы должны согласованным образом отслеживать панели переключений и коммуникационные блоки.

В некоторых системах уже определены самые элементарные объекты, такие как кабели и оконцеватели; эти определения диктуют, как будут связаны между собой элементы различных классов. В других системах пользователь может устанавливать правила, регламентирующие соединения, с учетом ограничений, накладываемых некоторыми внутренними параметрами. А в некоторых других системах нет никакой дифференциации в способах соединения компонентов.

Для помощи во введении данных и обеспечении их правильности многие системы имеют средства проверки данных и просмотра таблиц для такой информации, как местоположение, отдел, код затрат и поставщик. Структуру этих вспомогательных таблиц необходимо согласовать с тем, как вы организуете и используете информацию. Проверьте длину критических полей, чтобы убедиться, что текущие или желаемые соглашения об именах могут быть выполнены. Функциональность, рассматриваемая до сих пор, обычно предлагается в виде реляционной или иерархической базы данных. Базы данных далеко не равноценны; кроме того, фильтры и запросы могут сильно отличаться между собой.

Простейший фильтр сортирует базу данных по одному ключу и устанавливает указатель на первую запись с соответствующим полем. Более сложный фильтр позволяет задействовать несколько полей и сортировок. Самый хитроумный процесс - запрос по шаблону (Query by Example, QBE). В данном запросе пользователь может ввести значения или критерии для любых выбранных им полей и получить все подходящие записи. Подход QBE - самый гибкий и полезный для быстрого получения информации в случае любой необходимости.

Многие системы администрирования кабельных систем имеют графический или САПРовский интерфейс; причем подходы, на которых основаны эти системы, весьма разнятся. Некоторые просто отражают связанное с конкретным объектом растровое или векторное изображение. Другие системы требуют создания графического символа для каждого элемента базы данных и чтобы пользователь использовал графический интерфейс в качестве основного интерфейса CMS. Есть системы, которые не могут создавать графику сами, но которые разрешают накладывать символы элементов базы данных на импортируемую графику.

Системы с собственными полноценными механизмами САПР создают сложные чертежи и требуют от пользователя указывать все элементы базы данных на чертеже. В этой ситуации графический интерфейс является основным интерфейсом доступа к хранимой в базе данных информации.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ CMS

Администирование CMS включает в себя три основные составляющие - процесс эксплуатации и ведения CMS, задачи системного администрирования по поддержке пользователей CMS и поддержку системы. Первая из трех - наиболее важная, поскольку то, как информация о связях используется и организуется, влияет на отдачу от системы.

Процессы эксплуатации и ведения CMS известны так же, как организационные процедуры или документооборот. Документооборот на основе CMS может быть организован в соответствии с тремя моделями. В первой модели, основанной на индивидуальном доступе, каждое лицо, нуждающееся в информации CMS, обращается по собственной инициативе к записям и вносит коррективы по мере внесения изменений в инфраструктуру. Записи могут находиться на одной общедоступной рабочей станции или открыты для многопользовательского доступа по сети. Одного пользователя администратор должен наделить полномочиями системного эксперта, инструктора, аудитора и интерпретатора; пользователей необходимо полностью обучить номенклатуре и предметной области системы с целью поддержания ее целостности.

Этот подход применим для небольших организаций с малым количеством помещений, но он совершенно неприемлем на уровне предприятия. Обучение и неформальное совмещение различных обязанностей весьма обременительны, и не каждый возьмет на себя инициативу использования и ведения записей. Потенциально это грозит неполнотой информации.

При второй административной модели несколько ответственных лиц администрируют систему; выбор этих людей может основываться на их должностных обязанностях или их группы. Администраторы должны отвечать за использование, сопровождение и аудит системы в рамках своих обязанностей и компетенции; они несут ответственность за обучение, администрирование и координацию внутри своей группы и, при необходимости, за взаимодействие с другими администраторами.

Третья модель основана на действительно централизованном администрировании, при котором одна группа ответственна за взаимодействие с CMS для поддержки адекватного централизованного документооборота. Центр поддержки пользователей несет ответственность за прием запросов пользователей, инициализацию процессов изменений или диагностирования по запросам в технический отдел и заявкам о неисправностях, а также контроль за тем, чтобы каждый запрос был должным образом обработан и завершен.

Во время этого процесса информация о связях включается в запрос или заявку, а техники отвечают за то, что сообщат правильную информацию о проделанной работе. Коррективы в CMS вносятся центральной группой в процессе закрытия каждого запроса или заявки.

Хотя данный процесс, возможно, не так-то просто организовать, это лучший путь успешно использовать и поддерживать корпоративную CMS. Проработка необходимых деталей является частью начального планирования при развертывании CMS.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К CMS

Реализация к CMS начинается с планирования. Прежде чем приобретать CMS, вы должны как можно точнее определить специфику своих требований к ведению записей и процедурам - от этого в конечном счете зависит успех ваших испытаний программы. Даже систему, наиболее отвечающую вашим требованиям, все равно придется адаптировать. Хороший разработчик CMS постарается проявить понимание и удовлетворить ваши требования, вместо того чтобы убеждать вас в преимуществах своего подхода. (Информацию о потенциальных затратах в связи с реализацией CMS см. в Таблице 1.)

ТАБЛИЦА 1 - ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ОБОРУДОВАНИЕ ПРИ РАЗВЕРТЫВАНИИ CMS

Оборудование
Цена
Сервер
5000-15 000 долларов
Рабочая станция
3000-10 000 долларов
Персональный компьютер
2000-4000 долларов
Сетевые карты
50-500 долларов
Кабели
50-250 долларов
Модем
150-500 долларов
Принтер
500-1500 долларов
Плоттер
1000-5000 долларов
Устройство архивирования на ленту
200-5000 долларов
Источник: The Connectivity Management Handbook

Первый шаг в определении требований к CMS - полный анализ инфраструктуры предприятия и масштабов сети, в которой CMS будет использоваться, в том числе всей территории и зданий вместе с основными типами инфраструктуры и компонентов сети в каждом месте.

Учтите состояние кабельного хозяйства, какие соглашения о названиях используются, промаркированы ли элементы и как каждый компонент администрируется. Затем вам следует определить, какое оборудование и компоненты поддаются администрированию, а какие - нет и какая информация подлежит учету. Относительно каждого элемента вы должны ответить на следующие вопросы: как вы будете получать, использовать и сопровождать информацию. Например, вы можете решить отслеживать только горизонтальную проводку и настольное оборудование в конкретных помещениях или только магистральные и горизонтальные кабели для голосовых и информационных сетей.

Создайте на бумаге предполагаемую структуру ваших записей с указанием того, какую информацию о каждом компоненте вы хотите отслеживать и как вы будете ее описывать. Наконец, размеры и структура записей должны быть согласованы с документооборотом. Если вам потребуется разработать или адаптировать административные процедуры, то они тоже должны быть документированы.

Используйте предполагаемую структуру записей для разработки предварительного соглашения о наименованиях - для помещений, типов компонентов и конкретных объектов - на основе существующих методов. Физические характеристики, структура записей и соглашения о наименованиях теперь могут быть преобразованы в жесткие требования к функциональности потенциальной CMS в отношении таблиц, записей, полей и соединений. Необходимо определить роль графики и САПР.

Предполагаемая схема администрирования должна предусматривать, скольким людям нужен доступ к CMS и какими будут их специфические интерфейсы. CMS надо иметь версию для вашей основной операционной системы и сетевой платформы.

Другие специфические характеристики или функции, такие как взаимодействие с сетевым управлением и генерация маркеров, также должны быть документированы. Определившись с требованиями, вы можете опробовать рассматриваемое ПО на неформальной основе или же приготовить более формализованное техническое задание (ТЗ) и послать его выбранным разработчикам. Отклики на ТЗ и демонстрации систем должны оцениваться на основе требований к функциональности, с особым вниманием к важнейшим элементам.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИСТЕМЫ

После выбора CMS вы готовы к развертыванию системы. Оно включает в себя инсталляцию, прототипирование и тестирование с последующими сбором и загрузкой данных, документированием системы и обучением.

Подготовьте все спецификации и заказы на покупку требуемого системного оборудования и ПО, а также убедитесь, что все правильно проинсталлировано и протестировано. (Информацию о связанных с развертыванием CMS затратах на оборудование см. в Таблице 2.)

ТАБЛИЦА 2 - ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ПО ПРИ РАЗВЕРТЫВАНИИ CMS

ПО
Цена
Операционные системы
100-1000 долларов
Лицензия на базу данных для 1 пользователя
100-500 долларов
ПО САПР
2500-4000 долларов
ПО CMS
3000-75 000 долларов
Коммуникационное ПО
150-500 долларов
SQL/генератор отчетов
200-2500 долларов
Источник : The Connectivity Management Handbook

Кроме того вы должны протестировать многопользовательские операции с сетевым сервером.

Одновременно соберите или подготовьте всю базовую информацию, необходимую для вашей CMS: данные о том, где, что находится, информацию о пользователях, библиотеку компонентов и соглашения о наименованиях. Загрузите базовые данные в инсталлированную систему и пройдитесь по всем системным функциям, чтобы проверить ее на наличие ошибок и убедиться в том, что библиотека работает так, как планировалось. В этот момент может потребоваться некоторая точная подстройка библиотеки или соглашений о наименованиях. Оставшаяся часть включает в себя сбор данных (инвентаризацию) и ввод данных. Процедуры инвентаризации находятся вне предмета этой статьи, но необходимо помнить то, что все элементы инфраструктуры должны быть промаркированы и записаны в соответствующем формате CMS. Инвентарные формы следует структурировать так, чтобы они отражали последовательность выполнения инвентаризации, а также ввода информации в базу данных. Эти формы должны быть как можно более самопроверяемыми, т. е. если информация о компоненте или соединении неполная, это должно быть видно с первого взгляда. Возможно, формы придется пересмотреть несколько раз по мере рационализации этих процессов.

Во время инвентаризации и ввода данных приготовьте всю необходимую документацию на прикладную систему и материалы по обучению других сотрудников их обязанностям. Эта документация должна отражать, как разрабатывалась и применялась ваша библиотека; обычно она служит дополнением документации, предоставляемой разработчиком.

Каждому работающему с базой данных необходимо пройти практическое обучение, причем оно должно осуществляться совместно разработчиком (для ориентации в системе) и системным администратором (для обучения конкретным функциям). Определитесь с обязанностями каждого лица, а также предоставьте для каждого круга обязанностей инструкции и систему обратной связи. Если участник собирается работать только с бумажным выводом системы, то обучите его пониманию соответствующих процедур и предоставлению информации для системы согласованным с этим бумажным выводом образом. Постоянно совершенствуйте методы аудита записей и административных процедур.

ПРОВОДКА ГОТОВА!

Отслеживание информации о проводке, компонентах и соединениях очень полезно для управления процессами перемещений, добавлений и изменений, модернизации и диагностирования, контроля за жизненным циклом и себестоимостью сети. Процессы администрирования проводки и соединений, основанные на CMS, являются интегральной частью администрирования физической сети. Продуманное планирование, правильный выбор системы CMS и логичная стратегия развертывания - вот ключи к реализации преимуществ администрирования кабельных систем.


Уолтер А. Чиконе - президент Transport Management Group, компании, предоставляющей услуги по консалтингу и проектированию при администрировании проводки и соединений. Он соавтор книги "The Connectivity Management Handbook" (Transport Management Group, 1995). С ним можно связаться по адресу: wchicquoine@cablemgmt.com.

НАБОР СТАНДАРТОВ TIA/EIA 606 ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ПРОВОДКЕ

На заметку

"Административный стандарт для телекоммуникационных инфраструктур бизнес-зданий" TIA/EIA 606 - это модель структурирования и записи данных о сетевых кабельных системах. Стандарт не зависит от специфики коммуникационных систем различных предприятий.

TIA/EIA 606 описывает записи, маркировку, чертежи и отчеты, относящиеся к различным элементам инфраструктуры (см. Рисунок). Эти элементы включают в себя телекоммуникационные помещения, кабелепроводы, проводку, оконцеватели и системы заземления; они не касаются администрирования конечного оборудования или контрольной аппаратуры, как, например, концентраторы, мультиплексоры и анализаторы.

Picture

Цветовая кодировка. Согласно TIA/EIA 606 заделка любых кабелей должна быть маркирована цветом для дифференциации различных типов кабелей и вспомогательных соединений. Эта диаграмма показывает образец схемы с цветной маркировкой.

Для каждого элемента инфраструктуры стандарт дает спецификацию необходимых идентификаторов, информации и связей. Идентификатор - это уникальное имя конкретного объекта, в то время как информация представляет собой атрибуты этого объекта. Идентификатор и относящаяся к нему информация образуют запись, а список записей о конкретных элементах - таблицу. Связи представляют собой уникальные отношения с другим объектом.

Обязательные части TIA/EIA 606 определяют минимальные допустимые требования, в то время как рекомендательные разделы - это дополнительные советы, могущие оказаться полезными. Стандарт требует использования заявок на работы для документирования любых изменений в элементах инфраструктуры.

Многие спецификации для отчетов носят рекомендательный характер. Например, для цепи рекомендован, но не обязателен отчет, содержащий полную информацию о соединениях в этой цепи. Стандарт предлагает, чтобы такой отчет содержал информацию о кодах пользователей, кабелях и оконцевателях "от и до".

Оставляя свободу для интерпретаций и покрывая не все основы, TIA/EIA 606 дает тем не менее некоторые полезные рекомендации по администрированию и хранению записей. Это очень полезный инструмент для понимания и создания структуры записей для сетевого кабельного хозяйства. Копии стандарта могут быть получены в Global Engineering Documents по адресу: global@ihs.com .