На сентябрьской конференции Ассоциации документальной электросвязи знатному порталостроителю г-ну Х задали сакраментальный вопрос: чем вертикальный портал отличается от горизонтального? Г-н Х долго распинался, затейливо размахивал руками, запрокидывал голову, но четкого ответа так и не дал. Специально для него сообщаю, что давным-давно для различения вертикали и горизонтали существуют два простых инструмента: отвес и уровень. Первый представляет из себя грузик на нитке, а второй — пузырек воздуха в запаянной стеклянной капсуле. Я бы каждому порталостроителю такой комплект порекомендовал:).

Ситуация с нашим Интернетом развивается по-российски причудливо. Сначала были скуплены проекты, приносящие прибыль и устойчиво чувствующие себя на рынке. По весне бройлерными темпами создавались всевозможные бизнес-инкубаторы, появление которых было вполне логичным, и условия сотрудничества с ними были (и остаются) весьма приемлемыми. Тем самым выявлялись потенциально интересные проекты «второго эшелона», которые можно было вывести «в люди» с минимальными затратами. Главным условием было наличие, кроме гениальной идеи, еще и работоспособной команды. При этом в случае неуспеха сама команда в общем-то ничем не рисковала: вся интеллектуальная собственность оставалась при ней, а опыт написания бизнес-плана еще никому не мешал. Ведь идеи без команды стоят недорого, ибо все успешное в Сети клонируется моментально. Сейчас, похоже, наступает третий этап — начинаются конкурсы бизнес-планов. Вот это уже странная штука. При самых благих намерениях организаторов получается следующий парадокс: если главный приз выигрывает только один проект, то что получают остальные участники? По личному опыту знаю, что составление бизнес-плана — это работа, и весьма напряженная, за которую консультанты берут немалые деньги. И знаю чувство разочарования, наступающее в результате проигрыша подобного соревнования. Твой проект не хуже других, его можно доработать, но он несколько «непрофильный», а приз один, и полмесяца напряженной командной работы — коту под хвост :(. В итоге организаторы (чаще всего представители тех же инвесторов) за разумную сумму приза получают сразу несколько качественных разработок, и кучу неплохо проработанных идей в придачу. Я бы, может, понял еще проведение конкурса проектных идей, это менее ответственно и трудоемко (вроде выставки эскизов), и приз в несколько тысяч долларов вполне заманчив за такую работу. Поэтому более ценной мне представляется инициатива по созданию консультационных и обучающих центров электронной коммерции.

Начался встречный поток пересмотра деятельности Интернет-проектов. Появились ресурсы вроде SiteSale.Ru, на которых выставлены на продажу готовые сайты. Мне кажется, что первоначально здесь задумывалась биржа (или аукцион) выходящих на рынок проектов, но через некоторое время эта площадка вполне может стать местом массовой распродажи. Продается магазин 555.ru, притормозил симпатичный проект pole.ru, ничего не слышно про массовое развертывание «Юниверс-онлайн».

Уже раздаются голоса, что бум Интернета кончился. Можно согласиться, что восторгов сейчас поубавилось. Но началась кропотливая работа по выстраиванию сетевого бизнеса. Всем понятно, что жизнь уже изменилась, это отразилось хотя бы на ее темпе. Сейчас сроки развертывания проектов, связанных с Сетью, считают на месяцы, а не на годы, как было раньше. В планы не закладывают долгосрочных закупок техники или программных разработок —- они, как правило, за год уже морально устаревают.

Лед давно тронулся, господа, и от наших вздохов это электронное половодье совершенно не зависит.

Главный редактор