В рамках инициативы PricewaterhouseCoopers будет оказывать услуги по организации отраслевых Интернет-проектов, привлекать в них инвесторов, разрабатывать стратегию функционирования, оптимальные модели ведения электронного бизнеса и структуры отраслевых торговых площадок, а Oracle будет поставлять и адаптировать программные продукты, поддерживающие реализацию выбранных решений.

Почему инициаторами такого рода программы стали именно эти компании? Во многом это закономерно: PwC имеет в России самое крупное представительство среди консультационных компаний «большой пятерки» (около 1000 сотрудников) и активно участвует в проектах как «старой», так и «новой» экономики. В частности, клиентами PwC являются инвестиционные компании Orion Capital, владеющая порталом Rambler, компания Ru Net Holding, а также другие Интернет-компании.

Oracle, в свою очередь, доминирует на мировом уровне в сегменте корпоративных приложений для Интернет-бизнеса. Согласно данным представителя Европейского департамента Oracle Франсуа Ричарда, 65% первых порталов е-коммерции в мире построены на технологиях Oracle; кроме того, продукты этого производителя программного обеспечения используются в девяти из десяти Интернет-порталов в секторе B2B. По словам главы российского представительства компании Бориса Щербакова, в среде крупного бизнеса восприятие Oracle как поставщика программных решений все сильнее смещается от систем управления базами данных в сторону платформ для Интернет-коммерции.

Первой совместной акцией в рамках инициативы явилось проведение «круглых столов» для руководителей предприятий ряда ведущих отраслей отечественной промышленности — нефтегазовой, металлургии, автомобилестроения, фармацевтики и пищевой индустрии. Инициатива «тяжеловесов» консультационного и технологического бизнеса была встречена промышленниками с большим энтузиазмом, и, по словам организаторов «круглых столов», явка превысила ожидаемую норму. Как подчеркивалось представителями PwC и Oracle на упомянутой совместной пресс-конференции, делать на этом основании выводы об успехе начатой программы по продвижению технологий электронных торговых площадок явно преждевременно.

Правильнее всего целью «круглых столов» было бы назвать выявление точек соприкосновения в позициях потенциальных заказчиков и поставщиков — понять, что хотят получить от внедрения новых технологий промышленники, и определить, насколько соответствуют их требованиям предлагаемые решения разработчиков. Корректно сформулированная заказчиком задача означает первый шаг на пути к успешной реализации проекта, поэтому, если бы «круглые столы» достигли поставленной цели, то участниками альянса фактически была бы выполнена программа-максимум первого этапа.

Чтобы не строить необоснованных догадок о результатах инициативы «круглых столов», редакция журнала «е-Commerce World» решила выждать и вернуться к этому вопросу спустя два месяца. Итак, что же произошло за это время?

Острые углы «круглых столов»

«Главная цель нашего участия в «круглых столах» — показать, что мы здесь, и даже если сейчас, сию же минуту не сможем решить проблему вывода бизнеса в Интернет, то есть «большой» Oracle, который умеет и знает, как это сделать, — заявил Борис Щербаков по прошествии двух месяцев. — Руководители предприятий, думающие о будущем, должны решить вопрос, с кем им идти». На самом деле образное деление Oracle на «большую», мировую, и «малую», российскую, часть носит условный характер, отвечающий укоренившемуся стереотипному представлению российских предпринимателей о том, что существует отдельно Россия и отдельно весь остальной мир. Лидерам «старой» экономики, вероятно, трудно сразу представить себе иную картину мира, в котором глобальные компании простирают свои бизнес-процессы по глобальной информационной Сети, прозрачно минуя административные деления и государственные границы. Между тем основная идея «большого» Oracle — двигаться от прямых продаж в сторону ASP (Applications Service Providing — провайдинг сервиса приложений) и хостинга, т. е. предоставлять клиентам, где бы они ни находились, во временное пользование свои информационные и вычислительные ресурсы по сети Интернет. «У нас эта концепция называется бизнес-онлайн», — сказал глава российского офиса Oracle.

По мнению Бориса Щербакова, сейчас в стране нет объективных предпосылок, позволяющих надеяться, что ситуация в сфере электронного бизнеса может резко измениться. Сначала нужно построить экономический фундамент реорганизации бизнеса и лишь затем перейти к внедрению передовых технологий. В качестве примера того, как может органично вписаться в экономический базис технологическая надстройка, г-н Щербаков назвал нынешнее состояние рынка ASP финансовых приложений. Данная услуга оказалась весьма востребована в России, так как предприниматели увидели в ней четкую корреляцию с насущной логикой бизнеса — увести финансовые потоки и управление предприятиями в офшорные зоны. Интернет и ASP-инструментарий позволяют сделать это с наименьшими издержками.

В целом «экономический ландшафт общества под воздействием Интернета не успел еще измениться», считают в Oracle. Тут важно не столько то, как IDC и прочие аналитические агентства оценивают количество пользователей, подключенных к Интернету, сколько то, «как мы сами этот процесс воспринимаем». Если говорить о конкретных примерах технологий, изменивших бизнес-ландшафт, то Борис Щербаков отнес к ним сотовую связь в крупных деловых центрах, электронную почту и Интернет как сетевую информационно-справочную службу. Однако для достижения «критической массы» Интернет-бизнесу не хватает нескольких ключевых компонентов, и прежде всего взаимного доверия в бизнес-среде.

Управляющий партнер PwC в России Леонид Богуславский, выступая два месяца назад на конференции для лидеров отечественной промышленности, еще раз предостерег: «Нельзя делать современный «фронт-офис» и ожидать от этого экономической отдачи, имея внутри предприятия рутинные, устаревшие бизнес-процессы». Подразумевалось принципиальное несоответствие передовой концепции бизнес-портала и существующего на большинстве предприятий уровня автоматизации управления и учета.

Совсем недавно PwC и Oracle исповедовали однозначную доктрину: переход к электронному бизнесу невозможен без внутренней реорганизации структуры предприятия, зеркально отображенной в системе класса ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Новая инициатива этих компаний по продвижению систем электронных торговых площадок призвана помочь российским промышленникам совершить революционный скачок в развитии Интернет-бизнеса. Предлагаемая методика, разумеется, не может обойтись вообще без изменений в офлайновой структуре предприятия, но сводит их к рациональному минимуму, необходимому для вывода в Интернет лишь некоторых бизнес-процессов, например управления снабжением или автоматизированного обслуживания клиентов. Хотя и консультанты по внедрению, и разработчики технологий сошлись во мнении, что компании, накопившие опыт проб и ошибок при внедрении ERP-систем, имеют несомненное методологическое и психологическое преимущество при последующем переходе к системам е-бизнеса. Поэтому нам была интересна оценка специалистами PwC общего уровня готовности российской промышленности к использованию новых моделей бизнеса в Интернете.

Бизнес и ИТ-специалисты

«Многие отечественные предприятия не готовы к электронному ведению бизнеса в силу менталитета российских предпринимателей, — заявил Борис Харас, старший менеджер российского офиса компании PwC, и продолжил: — Наша методика оценки готовности (emm@) анализирует девять основных компонентов организации бизнеса компаний и является универсальной шкалой, применяемой для различных отраслей экономики и для стран с любым уровнем социально-экономического развития. У разных предприятий показатели неодинаковые, но общая неготовность подразумевает непонимание того, как е-business должен быть увязан с офлайновым бизнесом».

Сегодняшнюю ситуацию с внедрением решений для Интернет-бизнеса в PwC сравнивают с ситуацией пятилетней давности на рынке ERP-систем. В то время ERP-системы, что называется, вошли в моду, и все в них увлеченно «играли», но теперь только небольшой процент предприятий имеет реально работающие системы внутрифирменного ресурсного планирования. Не случится ли то же самое с корпоративными системами электронного бизнеса?

Анализируя этот чисто российский парадокс, Борис Харас отметил, что «на предприятиях принято рассматривать ERP и е-business как очередной дорогостоящий ИТ-проект», который стоит в стороне от экономической стратегии и бизнес-задач. Нынешний процесс создания электронных торговых площадок тоже возглавляют ИТ-менеджеры. Иногда это их собственная локальная инициатива, и роль высшего руководства предприятия в проекте сводится к тому, чтобы не мешать и наблюдать, что же из всего этого получится. В других случаях инициатива исходит сверху, но реализация целиком отдается на откуп тому же ИТ-менеджеру.

Беда такого подхода заключается в том, что ИТ-специалисты, как правило, не обладают знаниями в области организации бизнеса, тогда как высшие управленцы смутно представляют себе возможности информационных технологий. Поэтому можно сказать, что готовность российских предприятий к Интернет-экономике будет определяться сокращением разрыва между профессиональными знаниями топ-менеджеров и руководителей ИТ-служб.

Другой значимый фактор — это экономическая мотивация внедряемых проектов. Любые расходы по проектам должны быть оправданы, если не сию же минуту, то хотя бы в перспективе, обозначенной в понятном экономисту бизнес-плане. Кстати, именно здесь возникает своеобразный замкнутый круг в деле развития Интернет-экономики: предприятия ждут, что независимые консультанты дадут им готовый бизнес-план, а консультанты ждут от предприятий перечня формализованных бизнес-задач, который ИТ-менеджеры представить не в состоянии.

Путь к переделу рынка

Разновидностью экономического фактора можно считать повышение инвестиционной привлекательности отечественных компаний при внедрении открытых платформ, полагают в Oracle. После успешного старта на мировом фондовом рынке отдельных российских технологических фирм об этом задумались крупные компании, представляющие традиционные для нашей экономики сырьевые отрасли. Понятно, что объявление какой-либо компанией, доминирующей в своей отрасли, намерения создать торговую площадку в Интернете не может заметно отразиться на ее рыночной капитализации, зато наверняка привлечет внимание инвесторов к самому проекту. В результате владельцы предприятий могут неплохо заработать, продав всего лишь гарантию своего присутствия на данной электронной торговой площадке.

«На Западе механизмы электронного бизнеса в ряде случаев используются для передела рынка, — пояснил Борис Харас. — Компании, владеющие порталами и электронными торговыми площадками, как правило, являются отдельными независимыми компаниями, учрежденными офлайновыми компаниями, и в ряде случаев — инвесторами. В зависимости от доли инвестора в проекте по-новому может перераспределяться доходность рынка. Другими словами, электронные площадки предоставляют возможность крупным инвесторам включаться в передел рынка. Важно учитывать и аспект влияния факта выхода в Интернет на капитализацию офлайновой компании. Как правило, объявление о выходе в Интернет положительно сказывается на стоимости компании».

Примечательно, что эти предположения начали сбываться буквально во время подготовки настоящего материала. Первой о продаже западным инвесторам своей, пока еще виртуальной, торговой площадки объявил металлургический гигант — компания «Северсталь». Аналитики рынка указывают, что, кроме деклараций о намерениях «Северстали», ничего более существенного в этот проект вложено не было, тем не менее факт налицо. Следующим подобным событием, вероятно, будет продажа виртуальной биржи, за которой стоит одна из российских нефтяных компаний (в этой связи чаще всего фигурирует имя «Сибнефти»). Естественной реакцией на такую «рекламную» капитализацию В2B-проектов станет создание аналогичных площадок другими крупными игроками сырьевого рынка.

Немного о цифрах

К сожалению, автору не удалось раздобыть конкретных цифр, которые могли бы характеризовать финансовый потенциал российских торговых площадок в Интернете и объем необходимых затрат. Международное агентство IDC только в 2000 г. приступило к сбору информации, касающейся электронного бизнеса в России, и его исследования пока не опубликованы. В компаниях PwC и Oracle сегодня ориентируются на косвенные оценки, исходя из анализов и прогнозов развития е-бизнеса в отдельных развитых регионах и мире в целом.

Специалисты из PwC опираются в экономических прогнозах на данные Gartner Group и Forrester Research. Чтобы получить правильное представление о российской специфике рынка, Борис Харас предлагает цифры среднемировых расходов и доходов уменьшить в три — пять раз, а временну,ю ось «растянуть» вдвое. Используя этот прием, можно, например, оценить гипотетический финансовый оборот российской нефтяной площадки спустя какое-то время с момента ее открытия, взяв за основу финансовые показатели биржи TradeCapture.com. Начав свою деятельность в конце 1998 г., эта биржа закончила первый квартал 2000 г. с оборотом в 300 млн долл.

Аналогичной эмпирической оценке поддаются расходы, необходимые на создание корпоративного представительства в Интернете. Согласно Forrester Research, «чтобы портал был «выдающимся», следует затратить от 5 до 20 млн долл.; чтобы присутствовать в Интернете, требуется от 1 до 5 млн долл.; чтобы только обозначить это присутствие, достаточно 0,3 — 1 млн долл.». Выходит, некоторым российским компаниям нужно вложить совсем немного средств, чтобы обозначиться в Интернете и стать привлекательным объектом для значительно более крупных инвестиций.

Выводы

Пожалуй, самую оптимистичную картину будущего нарисовал Борис Щербаков: «В августе 1999 г., когда я пришел в Oracle, мне казалось, что качественный скачок или накопление «критической массы» в использовании Интернет-бизнеса произойдет не раньше чем лет через пять. Теперь я думаю, что для этого хватит двух-трех лет. В наш офис идет шквал звонков, клиенты начинают более четко осознавать и формулировать свои потребности».

Чтобы внести полную ясность в перспективное видение электронного бизнеса в России, нужно отметить, что платформы электронных торговых площадок типа Oracle Exchange представляют собой лишь некоторую, причем не самую многочисленную, разновидность решений по выводу бизнеса в Интернет. Какие-то предприятия уже сейчас перешли к модульному принципу внедрения систем автоматизации производственных процессов. В зависимости от индивидуальных приоритетов и видов деятельности одни компании занимаются автоматизацией снабжения и внедряют модули E-Proquirement типа Oracle Интернет-снабжение, другие — повышают производительность службы обработки заказов, устанавливая системы класса Oracle CRM (Customer Relationship Management — управление связями с клиентами). Разумеется, близкие по функциональности продукты, помимо Oracle, в мире выпускают множество других компаний — производителей программного обеспечения, поэтому на рынке решений для е-бизнеса имеет место жесткая конкуренция между производителями инструментария. Причем среди них встречаются российские имена.

Российские решения дешевле, но в них не заложена способность к расширению, поэтому область их использования целесообразно ограничить устойчивыми товарными рынками, например, в тех сферах, где оптимально действующей моделью является Интернет-каталог. Однако, если возникают непредсказуемые нагрузки на систему (аукционы, биржи), требуется иной уровень решений и иные суммы затрат.

Борис Харас был предельно осторожен в прогнозах насчет оптимистических перспектив российских электронных торговых площадок. Эффективность торговой площадки, виртуальной и реальной, определяется прежде всего сообществом продавцов и покупателей, которое формируется вокруг нее. «Если же у руководителей предприятий останется вера в то, что их ИТ-менеджеры создадут вокруг проекта весомое сообщество, то нас ждут разочарования», — заметил Борис Харас.

ОБ АВТОРЕ

Игорь Елисеев — обозреватель еженедельника Computerworld Россия, e-mail: i_eliseev@osp.ru