Главный из них: мажорные ожидания участников российского рынка электронной коммерции сменились минорными вздохами по поводу того, что не успели воспользоваться всеми преимуществами стремительно росшей отрасли. Тут есть некоторое лукавство. Бурно рос курс акций американских Интернет-компаний, и российские игроки при всем желании не могли на него выйти за столь короткий период (т. е. за прошлый год), просто было не с чем. Хотя именно спекулятивные ожидания вызвали интерес инвесторов к сетевой экономике, и мы видим реальную отдачу от этого. Появились новые, профессионально сделанные Интернет-проекты, значительно улучшился внешний вид и функциональность раскрученных сайтов. Интернет-реклама вышла в онлайн, на телевидение, радио, уличные щиты, не столько привлекая новых посетителей в рекламируемые ресурсы, сколько просто вербуя новых пользователей Всемирной Сети. Мне кажется, что на рубеже 2000 года российский Интернет перешел в новое качество: он стал бизнесом. Теперь любой серьезный проект должен не только отличаться от других, но и иметь четкий бизнес-план своей реализации. И здесь мы можем наблюдать явное расслоение рынка на группы команд, которые: а) готовы инвестировать деньги в проекты; б) могут создавать проекты; в) осуществляют текущую эксплуатацию проектов. В частности, этим распределением обусловлено появление сразу нескольких Интернет-инкубаторов, которые должны эффективно обслуживать группы а) и б) и готовят площадки для групп в).

Еще один важный вывод: инвестиционная схема не умерла, не лопнула и даже не особенно скомпрометировала себя. Произошла коррекция рынка акций (не мог же он расти до бесконечности при отсутствии прибыли), но факт обратного «отрастания» индексов и котировок весьма отраден. Быстрее всех после падения стали «подрастать» котировки акций Intel, Compaq и онлайновых торговых площадок: E-trade, Ameritrade и т. п. Поступило сообщение, что наши «Сибнефть» и «Транснефть» организуют электронную биржу для торговли нефтью, нефтепродуктами, электроэнергией и природным газом. Планируется инвестировать в проект в общей сложности около 100 млн. долл. Я с трудом понимаю, как можно освоить (не украсть, не потратить, а именно освоить) такие деньги в российском информационном проекте (а электронная биржа именно такой проект), но в том, что через пару лет стоимость такой площадки превысит 100 млн. долл., сомневаться не приходится.

Порадовала «Связь-Экспокомм ‘2000». Разительный контраст с затишьем компьютерных выставок. Огромные стенды, море народу, насыщенная информационная программа. Хотя электронная коммерция еще не стала хитом телекоммуникаций, но очевидно, что они созрели. Все эти WAP’ы и ADSL’и нужны не как интересные прогрессивные технологии, они нужны как технологии для зарабатывания (или экономии) денег.

Прошли парламентские слушания Комитета Госдумы по информационной политике «О правовом регулировании использования сети Интернет в РФ». С прениями, как всегда, не успели, и многие темы остались нераскрытыми. Так, представитель Министерства печати очень точно описал логику существующих законов, согласно которым практически любой сайт подпадает под определение средства массовой информации и, следовательно, подлежит обязательному лицензированию. А вот выводы докладчика остались «за кадром»: что нужно делать —- приводить ли существующее законодательство в соответствие с практикой или применять ко всем уже явно неадекватные законы. Хотя надо заметить, что в выступлениях было много конструктивного. Мое невысказанное на слушаниях мнение таково: не надо придумывать новых законов для регулирования таких «любимых» всеми тем, как сетевая безопасность (хакерство), порнография и т. п., вполне достаточно поправок и дополнений к существующим законам. Надо осознать, какие именно пробелы в законодательстве тормозят уже существующие в Интернете процессы, и в первую очередь их (пробелы) ликвидировать. Сегодня необходимо регламентировать применение электронно-цифровой подписи для обеспечения процесса электронной коммерции. Проблема же регулирования процесса выделения доменных имен в зоне RU явно придумана с целью передела рынка. Неожиданно регистрация и поддержка доменных имен стала успешным коммерческим делом, и тут же нашлись охотники поживиться. Сквоттинг — это, конечно, не здорово, но точно так же многие наши торговые марки не успели занять доменные имена в зоне СОМ или ORG, однако никто пока не устраивает тяжб, а тем более не ставит вопрос о судьбе регистрирующей организации.


Расслабленное лето, похоже, готовит нам осенние сюрпризы.

Главный редактор Преображенский К. В.