АНДРЕЙ ГУСЕЛЬНИКОВ предостерегает «непилотные» регионы от преждевременных действий по построению или модернизации медицинских информационных систем
АНДРЕЙ ГУСЕЛЬНИКОВ предостерегает «непилотные» регионы от преждевременных действий по построению или модернизации медицинских информационных систем

До завершения двухлетней программы модернизации здравоохранения, в рамках которой из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов РФ на информатизацию выделено около 29 млрд руб., остается девять месяцев. Можно ли считать, что информатизация отрасли началась? Участники конференции, организованной Cnews, не нашли однозначного ответа на этот вопрос.

Фактов, подтверждающих, что старт проекта по созданию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) состоялся, не так уж много.

Во-первых, назначен ответственный за информатизацию здравоохранения в ранге замминистра (правда, снова без опыта работы в отрасли, с сожалением отмечают в медицинском сообществе). В конце 2011 года, когда риск срыва проекта стал очевиден, правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов обязала главу Минздравсоцразвития предложить кандидатуру на пост своего заместителя, который будет заниматься исключительно информатизацией здравоохранения. Новым замом Татьяны Голиковой стал Андрей Гусельников, специалист по информационным технологиям в финансовой сфере.

В своем первом публичном выступлении он пообещал жестко контролировать работу регионов над проектом ЕГИСЗ и проверять целесообразность их расходов на автоматизацию, особенно в комплексных закупках. Кроме того, Гусельников попытался опровергнуть выдвинутый профессиональным сообществом тезис, что бюрократы строят систему для себя. По его словам, цель создания ЕГИСЗ состоит в обеспечении деятельности лечебных учреждений и их специалистов.

Во-вторых, Вадим Дубинин, директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития, официально назвал подрядчиков, которые отвечают за создание федеральных облачных сервисов единой информационной системы здравоохранения.

Две системы строит «Ростелеком», подписавший госконтракт на интегрированную электронную медицинскую карту за один рубль, а также контракт на электронную самозапись и направление на прием к врачу за ту же цену. Единый коммуникационный сервис (систему авторизации и идентификации пользователей ЕГИСЗ) обеспечит компания «СофтЛайн Трейд» за 10 млн руб. Систему управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций поставит совместное предприятие «1С-Парус». Еще два программных решения — систему ведения нормативно-справочной информации и единую аналитическую систему — разрабатывает пермская компания «Прогноз».

К концу марта программное обеспечение базовых федеральных сервисов ЕГИСЗ должно быть установлено на серверах пилотного ЦОД Минздравсоцразвития для тестовой эксплуатации восемью пилотными регионами. Как заметил представитель самого активного из регионов-первопроходцев Вадим Щепинов, председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций Волгоградской области, «если это заработает в легендарном Урюпинске, в центральной районной больнице, то и по стране все получится».

Для промышленной эксплуатации во всех российских регионах сервисы необходимо подготовить к июню 2012 года. Дубинин утверждает, что министерство выдерживает утвержденный график мероприятий.

Куда больше фактов свидетельствует: считать, что федеральный проект запущен, преждевременно.

Как справедливо заметил Виктор Абрамов, директор по продажам InterSystems, «здание» информатизации здравоохранения России начали строить с «крыши» в отсутствие «фундамента» — нормативного обеспечения и «несущих конструкций» — медицинских систем ЛПУ и регионов. Сейчас необходимо сместить фокус активности с технической проблематики проекта на организационную, полагает Абрамов.

Согласно решению правительственной комиссии по ИТ, Минздравсоцразвития должно было не позднее 1 марта 2012 года представить перечень стандартов хранения, обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации и иные требования, которые нужно учесть при создании ЕГИСЗ, чтобы обеспечить ее функционирование и интеграцию региональных сегментов с федеральным. Эти документы до сих пор подготовлены не полностью, и ознакомиться с ними могут только пилотные регионы.

В министерстве сосредочились на реализации 5 из 15 информационных сервисов, а контроль за ходом мероприятий в регионах фактически сведен к мониторингу общей программы модернизации. На конец 2011 года потрачено всего 10% средств, выделенных на ЕГИСЗ, сообщил Олег Симаков, директор по ИТ МИАЦ РАМН. По его мнению, к концу текущего года вряд ли будет выполнено более половины запланированных работ, остальные перейдут на 2013 и 2014 годы.

Даже среди пилотных регионов, выбранных для тестирования федеральных сервисов, активность проявляют только два: Волгоградская и Омская области. Список остальных, включающий Белгородскую, Ивановскую и Свердловскую области, республики Башкортостан и Саха, а также Ставропольский край, возможно, будет пересмотрен, сообщил Дубинин.

Пассивность подавляющего большинства региональных чиновников вполне объяснима: в выигрыше оказываются те, кто занял выжидательную позицию, а инициатива наказуема. В декабре прошлого года правительственная комиссия по ИТ обратила внимание высших должностных лиц российских регионов на то, что в случае закупки новых и доработки действующих медицинских информационных систем (МИС), произведенных до утверждения информационных медицинских стандартов и завершения опытной эксплуатации ЕГИСЗ в пилотных субъектах РФ, возникает риск несовместимости региональных и федеральных сегментов системы, и расходы бюджетных средств в рамках проекта ЕГИСЗ могут быть признаны нецелевыми. Перспектива ответственности вплоть до уголовного преследования мало кого вдохновит на запуск сложнейшего ИТ-проекта.

Гусельников также предостерег «непилотные» регионы от преждевременных действий по построению или модернизации МИС, так как «дополнительных средств на интеграцию с федеральными сервисами не предусмотрено». Такие «преждевременные» закупки для создания региональных фрагментов ЕГИСЗ уже провели Калининградская, Нижегородская и Тамбовская области.

Там, где первые информационные сервисы запустили раньше других, энтузиазм уже поутих. Например, в Екатеринбурге электронную регистратуру запустили полтора года назад. «Сколько ни информатизируй здравоохранение, врачей больше не станет», — констатировал Никита Сташков, замдиректора компании «Центр Мединком». Но основная проблема, по его словам, — отсутствие источников финансирования. Система создана за счет городского бюджета, а с объявлением программы модернизации ее финансирование прекратилось. Все полтора года с «Ростелекомом» ведутся переговоры об интеграции екатеринбургской электронной регистратуры с порталом гос­услуг, но пока безрезультатно. И подобные ситуации, когда действующие сервисы оказываются в подвешенном состоянии, не единичны.

Надежда, безусловно, умирает последней. Может быть, еще удастся сохранить темп проекта и шанс получить от него отдачу, однако мало кто верит в это. Предстоящее формирование нового кабинета министров, возможное разделение Минздравсоцразвития на Минздрав и Минтруд, высокая вероятность смены руководства госзаказчиков ЕГИСЗ, как на федеральном, так и на региональном уровне, — все это не внушает оптимизма в отношении ближайшего будущего информатизации здравоохранения.