Андрей Столбов: «Сегодня мы методологически еще не совсем готовы к переходу на облачные технологии»
Андрей Столбов: «Сегодня мы методологически еще не совсем готовы к переходу на облачные технологии»

Облачные технологии в здравоохранении — будущее, в котором медицинские организации обладают доступом к информационным и вычислительным ресурсам, но избавлены от необходимости содержать собственные серверные мощности и штат ИТ-специалистов. Однако скорый переход на облака, выбранные в качестве технологической модели для информатизации крайне слабо автоматизированной отрасли, вызывает множество вопросов.

Масштабы страны и ее неоднородность, отсутствие хороших интернет-каналов, разнопрофильность лечебных учреждений, отсутствие общих нормативных баз и справочников не способствуют повсеместному использованию облачных технологий в России, полагает Виктор Абрамов, директор по продажам компании InterSystems. По его мнению, имеет смысл строить отдельные облака в «кустовых» ЦОД в регионах или региональных ЦОД и уже в них реализовывать бизнес-модель SaaS.

Главное препятствие на пути в облака — отсутствие скоростных и надежных каналов связи — все же преодолимо.

«Хорошие и надежные каналы у нас все-таки будут, и трафик подешевеет, поскольку это объективная потребность и общества, и экономики, и бизнеса», — уверен Андрей Столбов, замдиректора МИАЦ РАМН.

Главное — не забывать, что облачные технологии — не цель, а средство достижения основных целей информатизации здравоохранения. «Главная опасность заключается в том, что львиная доля средств, выделяемых на информатизацию, будет направлена на формирование облачной инфраструктуры, а не на автоматизацию ЛПУ, в результате этой инфраструктуре будет некого и нечего обслуживать», — полагает Игорь Гридин, гендиректор «Аксимед». По его мнению, использовать только облачную технологию неверно, регионам необходимо предоставить большую свободу в выборе технической и технологической инфраструктуры, оптимальной для построения регионального сегмента ЕГИС здравоохранения.

Некорректно говорить об информатизации здравоохранения, пока не решаются собственно медицинские проблемы: хорошее образование, достойная зарплата врачей и медсестер, оснащение клиник современным оборудованием и обеспечение их доступности для населения, заметил Антон Антич, региональный директор Veeam Software. «Можно начать с создания системы управления историями болезни, уйти наконец от допотопных карточек и пыльных регистратур с очередями, но это весьма дорогостоящий проект, который никак не повысит качество лечения людей», — считает он.

Решив системные проблемы медицины, можно сделать ее одним из главных потребителей облачных услуг в нашей стране: создать централизованную базу данных историй болезни граждан, а вокруг нее — целую систему решений для больниц и поликлиник. Огромному количеству медучреждений по всей стране останется просто начать пользоваться готовым продуктом. Такого уровня автоматизации пока нет нигде в мире, и на пути создания подобной модели в России нет никаких технологических препятствий. Автоматизация в большинстве медучреждений отсутствует, поэтому нет проблемы с интеграцией унаследованных систем, можно с нуля построить эффективное решение, считает Антич.

Однако опыт крупных ИТ-проектов во всех отраслях показывает, что технологические сложности обычно меркнут на фоне управленческих проблем.

«Сегодня мы методологически еще не совсем готовы к переходу на облачные технологии», — полагает Столбов.

Во-первых, окончательно нормативно не урегулированы вопросы аутсорсинга обработки персональных данных, много неясностей и юридически неоднозначных вопросов при ведении в облаках первичной медицинской документации.

Во-вторых, отсутствуют убедительные методики финансово-экономического обоснования и оценки совокупной стоимости владения для различных моделей облачных технологий.

В-третьих, нет достаточных данных о потребности в трафике, допустимых задержках при решении различных задач в медицинских и прочих информационных системах медучреждений и органов управления здравоохранением. Необходима классификация задач с точки зрения рисков при их выполнении в облаках. Чтобы макетировать задачи, предстоит накопить «критическую массу» опыта, провести дополнительные исследования для принятия обоснованного решения.

Тем не менее нужно двигаться вперед­, но руководствуясь при этом принципом «не навреди». Поэтому начинать стоит с пилотных проектов и решения в облаках управленческих задач, некритичных для лечебного процесса, заметил Столбов.

По мнению Абрамова, в «облако» можно «посадить» лабораторную информационную систему, для которой возможна централизации с точки зрения бизнес-процессов, обработки результатов, нормативов, справочников. А вот задача создания универсальной МИС, с которой могли бы работать из облака разнопрофильные ЛПУ всей страны, является утопической, так как бизнес-процессы, например перинатального центра и кожно-венерологического диспансера, кардинально различаются.

«Миграция МИС в ‘облака’ пока очень рискованна, хотя, безусловно, это направление перспективно», — отметила Наталья Литвиненко, замдиректора компании «Арте-Софт». МИС внедряются очень долго и трудно, даже когда ведется персональное обучение медиков, а что будет, когда спустят сверху федеральное ПО? Конечно, Минздравсоцразвития обязано обеспечить обучение, но чьими силами это будет выполняться?

Неподготовленность инфраструктуры, методологии и самих медиков — наиболее существенные проблемы, с которыми здравоохранению придется справиться, совершая «прыжок в облака».