Юрий Клочков: «Кризисный спад в производстве пошел на пользу проекту — удалось сконцентрировать на нем лучшие силы»
Юрий Клочков: «Кризисный спад в производстве пошел на пользу проекту — удалось сконцентрировать на нем лучшие силы»

«Бытует мнение, что каждое отечественное предприятие уникально, и на них невозможно использовать западные практики. Это не так. Главное — железная воля руководства», — заявил Юрий Клочков, первый заместитель генерального директора «Кам­АЗа» на пресс-конференции, посвященной внедрению на предприятии ERP-системы. «КамАЗ» объявил о создании системы управления производством на базе отраслевого решения SAP for Automotive.

Когда-то предприятие одновременно могло производить не более четырех моделей грузовиков. Но даже при этом его информационная система разрослась до солидных размеров: число модулей превысило сто. После 2000 года вариативность производства резко выросла, и прежняя информационная модель не смогла обеспечить требуемую управляемость планирования и производственного учета. Росли складские запасы, учащались случаи остановки конвейеров, срывались сроки выполнения заказов.

«Именно благодаря внедре­нию современной информационной системы появилась возможность радикально изменить производство и одновременно оптимизировать деятельность», — заявил Клочков. Удалось сократить запасы, что для предприятия таких масштабов является огромным достижением и дает незамедлительный эффект. Недостачи товарно-материальных ценностей уменьшились на 25%, — иначе говоря, на производстве стали гораздо меньше воровать. Сократились простои производства и вдвое выросла производительность труда. Наконец, «КамАЗ» полностью перешел на производство под заказ. Как правило, каждый заказ — это несколько автомобилей с определенным набором опций. Это накладывает на организацию производства повышенные требования, но вместе с тем дает огромное преимущество, позволяя точнее ориентироваться на потребности клиентов.

Как известно, на многих предприятиях управление производством и логистикой является болевой точкой. Именно здесь таятся огромные возможности для оптимизации деятельности и именно с этого направления было решено начать проект.

Реализуемый компанией «Микротест» проект состоит из четырех этапов: учет производства (в том числе оперативные данные о движении товарно-материальных ценностей), планирование производства, управление затратами и планирование межзаводских поставок. Четвертый этап будет реализован в течение 2011 года. Очень важно, что каждый этап имеет для предприятия самостоятельный бизнес-эффект.

Следует отметить, что в ходе проекта не система подстраивалась под существующие бизнес-процессы, а бизнес-процессы предприятия изменялись в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, активно перенимался опыт компании Daimler: именно ее руководство настойчиво рекомендовало минимизировать доработки системы.

Кроме того, в ходе проекта были внедрены элементы бережливого производства, хотя многие эксперты и отмечают, что реализуемые в ERP-системах подходы противоречат им.

Внедрение системы совпало с началом кризиса. В 2008 году в компании была резко сокращена инвестиционная программа, однако проект решили не замораживать. «Была уверенность, что компания должна выйти из кризиса обновленной. В конечном счете кризисный спад в производстве даже пошел на пользу проекту — удалось сконцентрировать на нем лучшие силы и отладить новые процессы», — подчеркнул Клочков.

Инвестиции в проект составили около 500 млн руб., и примерно в такую же сумму оценивается экономический эффект от создания новой системы управления производством, достигнутый по итогам 2010 года. Дальнейшие затраты будут зависеть от различных факторов, в том числе от работоспособности унаследованных систем и их способности к интеграции. Задачи полностью заменять все существующие решения на аналоги от SAP на «Кам­АЗе» не ставят. Более того, недавно компания завершила внедрение системы на платформе «1С» для автоматизации бухгалтерского и налогового учета.

«'КамАЗ' выделяется из других компаний не просто масштабами и глубиной использования решений SAP. Гораздо важнее, что он вносит свой вклад в дальнейшее развитие отраслевых практик», — отметил Владислав Мартынов, генеральный директор SAP СНГ. У предприятия особый статус, оно является членом международного отраслевого совета, влияющего на направления развития машиностроительных решений SAP.