Стратегической задачей, по словам Игоря Агамирзяна, является создание таких условий в?нашей стране, при которых российская юрисдикция будет как минимум не хуже иных

2010 год прошел в России под знаком мероприятий, призванных стимулировать инновации. Самым амбициозным из них, несомненно, стало создание центра «Сколково», подаваемого как отечественный аналог Кремниевой долины. Рос объем инвестиций в ИТ со стороны российских фондов. Так, вложения «Российской венчурной компании» за 2010 год составили около 2,7 млрд руб., что почти вдвое превышает показатель 2009 года (1,4 млрд руб.) и составляет 45% объема инвестиций за весь срок работы РВК. Появились и новые игроки. В июле был создан фонд Runa Capital с капиталом около 30 млн долл. для инвестиций в ИТ-стартапы, основателями которого стали председатель совета директоров компаний Parallels и Acronis Сергей Белоусов и основатель фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Чуть ранее о намерении инвестировать в команды, разрабатывающие новые технологии, приложения и сервисы, заявили и в «Яндексе».

Не обошли вниманием тему инноваций и участники пресс-клуба ассоциации «Руссофт», посвятив этой проблеме последнее заседание в 2010 году. Ключевыми вопросами, обсуждавшимися на нем, стали и сам процесс зарождения инноваций, и факторы, способствующие появлению новых идей в бизнесе, а также возникающие на их пути препятствия.

По мнению президента «Руссофта» Валентина Макарова, чаще всего инновационные идеи возникают в реальном бизнесе, нежели в специально созданных для этих целей «инкубаторах»; более того, эти идеи оказываются более жизнеспособными. С данной точкой зрения согласился и генеральный директор РВК Игорь Агамирзян, заметивший, что «на коленке инновационную идею сделать проще»; иными словами, колыбелью для появления новых идей, как правило, становятся маленькие компании. Крупные же корпорации, такие как Google или Microsoft, располагают достаточным количеством ресурсов, чтобы, пропустив через себя инновации, превратить их в реальные бизнес-идеи, приносящие прибыль. Если же говорить о России, продолжил Агамирзян, то здесь наблюдается острый дефицит стартапов. По его мнению, существующий ландшафт в российской ИТ-отрасли сложился еще в прошлом десятилетии и с тех пор количество новых игроков, мягко говоря, сильно не увеличилось. Причина этого, как считает Агамирзян, в возросших требованиях для начала бизнеса. «Мы начинали с сотней долларов в кармане, а сейчас для этого и 80 тыс. долл. недостаточно», — заметил генеральный директор РВК.

С другой стороны, по словам заместителя директора департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи РФ Сергея Иванова, проблема также заключается в недостатке крупных российских компаний, заинтересованных в инвестировании в перспективные стартапы. В «Сколково», отметил Иванов, сейчас идут главным образом международные корпорации. При таком раскладе стартапам сейчас выгоднее продаться западным компаниям, поскольку в отечестве спрос на их идеи невелик. С этим мнением согласился и Агамирзян, который подчеркнул, что оте­чественный ИТ-рынок монополизирован, причем во многом искусственно, и в этих условиях его участникам нет резона повышать свою конкурентоспособность путем поиска инновационных идей и привлечения талантливых независимых разработчиков.

«Сегодня практически нет инновационных продуктов, произведенных в одной стране, поэтому не столь важно, кому в конечном итоге будет принадлежать стартап», — подчеркнул Агамирзян, добавив, что, с его точки зрения, глубокая интеграция в международный рынок может пойти только на пользу отечественной ИТ-индустрии. Стратегической задачей здесь, по словам генерального директора РВК, является создание таких условий в нашей стране, при которых российская юрисдикция будет как минимум не хуже иных. «Только это может заставить повернуть инновационный поток в другую сторону, однако на решение данной задачи потребуются годы», — завершил свою мысль Агамирзян.

В текущей же ситуации на пути превращения инновационной идеи в реальный бизнес возникает еще одно препятствие. По мнению председателя правления группы компаний Spirit Андрея Свириденко, не хватает связующего звена между людьми, генерирующими перспективные идеи, и людьми, способными претворить эти идеи в жизнь. Речь идет о создании такой организационной структуры, которая позволила бы творцам творить, не отвлекаясь на прозаические задачи реализации созданных ими идей.