Николай Михайлов: «С новой разработкой MStar выходит не на российский рынок, а через Россию на мировой рынок»Тайваньская компания MStar Semiconductor завершила разработку чипсета для приемников ГЛОНАСС и готова передать его опытные образцы на тестирование двум первым заказчикам — российским производителям навигаторов. Если тестирование пройдет успешно, серийное производство микросхем начнется до конца февраля 2011 года.

Новый чипсет MStar принципиально отличается от существующих аналогичных изделий тем, что его можно использовать в различных терминалах, продаваемых по всему миру, а не только в России. Новинку разработал дизайн-центр тайваньской компании в Санкт-Петербурге. Он создан около года назад — специально с прицелом на ГЛОНАСС. Любопытно, что проект сочла перспективным компания, выпускающая несколько сот тысяч микросхем ежедневно и ориентированная на большие объемы производства.

«MStar находится на десятом месте в списке крупнейших мировых производителей чипсетов, работающих по схеме fabless (без собственных фабрик). Компания выпускает микросхемы для различных устройств — телевизоров, мобильных телефонов, навигаторов и др. В единицах изделий больше всего — для телевизоров, и по этому показателю MStar является мировым лидером. Однако в последнее время компания наращивает производство чипсетов для мобильных устройств», — рассказал Николай Михайлов, глава российского офиса компании White Dwarf, входящей в группу MStar.

Кроме Петербурга, дизайн-центры тайваньской компании функционируют в США, Великобритании, Франции, Китае. Заказы на производство разработанных чипсетов размещаюся у контрактных производителей в Юго-Восточной Азии.

Сотрудничество MStar с российскими производителями навигационного оборудования не направлено на освоение отечественного рынка. В нашей стране пока нет крупных компаний, которые могли бы заинтересовать MStar в качестве постоянных заказчиков. Правда, первый чипсет для приемников ГЛОНАСС разработан все же для российских компаний, но лишь для того, чтобы потом показать его и передать для тестирования другим, более крупным производителям. Для этого желательно иметь не опытный образец, а изделие, которое уже запущено в производство.

«С новой разработкой мы выходим не на российский рынок, а через Россию на мировой рынок», — говорит Михайлов. По его словам, другие производители чипсетов для приемников ГЛОНАСС придерживаются иной стратегии. Речь идет о двух российских компаниях, которые ориентированы на незначительный по размерам рынок СНГ. Емкость этого рынка исчисляется сотнями тысяч единиц навигационного оборудования, тогда как в мире, по предварительным подсчетам, в 2010 году будет произведено около 500 млн навигационных систем.

Ориентация российских производителей на внутренний рынок вызвана рядом объективных причин. Прежде всего, чтобы разработать и запустить в производство чипсет по передовой технологии, требуется вложить миллионы долларов, к тому же эти деньги можно потерять в случае неправильной оценки рынка. Подобные инвестиции могут позволить себе только крупные компании с большим опытом в данной области, а таковых в России пока нет.

Отечественные же производители чипсетов для приемников ГЛОНАСС вынуждены экономить, а потому используют технологию на 110 нм, которая уже не относится к передовым. Однако себестоимость производства одного чипсета, его размеры и энергопотребление оказываются выше, чем у зарубежных конкурентов.

Российские производители электроники исторически ориентировались на мелкосерийное производство сложных систем. «Они думают, что легко перейдут на low-end, который предполагает массовое производство недорогих изделий, но ошибаются. Это два разных мира. Если ежегодно собирать десять очень дорогих и технически совершенных автомобилей, то этот опыт бесполезен для организации крупного производства, предполагающего выпуск десятков тысяч машин. Так и с чипсетами», — уверен Михайлов.

Российские производители могут найти место на рынке, но только на внутреннем, если он будет защищен заградительными пошлинами и условиями закупок для госструктур.

MStar на особые условия рассчитывать не может, поэтом рынок России ее не интересует. К тому же компания имеет возможность миллионных вложений в создание конкурентоспособного на мировом рынке изделия. При разработке чипсета она предпочла 65-нанометровую технологию, достаточно современнную для навигационных систем.

К проекту была привлечена команда петербургских специалистов, знающих особенности ГЛОНАСС, которая существует уже 13 лет. Она выполняла заказы иностранных заказчиков, в том числе работала над созданием чипов для GPS-приемников.

По словам Михайлова, двухсистемный приемник имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, он обеспечивает точность определения месторасположения на 20-30% выше. Однако при этом двухсистемный приемник будет дороже. Разница небольшая, но неизвестно, насколько массовый покупатель будет готов переплачивать за небольшое улучшение качества. Ведь двухсистемный приемник не решает все проблемы приема сигнала в мегаполисе, особенно в городских кань­онах, а на открытом пространстве и односистемный работает хорошо. Поэтому вопрос совмещения двух систем навигации в одном устройстве еще не решен окончательно.