Собравшиеся на «круглом столе» президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин, глава «Акадо» Михаил Силин, генеральный директор «ЭР-Телеком» Андрей Семериков, технический директор «НТВ+» Олег Колесников и директор по развитию бизнеса «Эксперт-ТВ» Елена Крылова выражали уверенность в том, что телевидение высокой четкости — уже сегодняшний день российской действительности. Впереди же — трехмерное телевидение, причем пройдет не более пяти лет, как и оно станет реальностью.

Действительно, в магазинах уже трудно найти привычные кинескопные аппараты. Но, с другой стороны, огромный парк устаревших телевизоров (в домах россиян — около 80 млн таких устройств) вряд ли будет заменен на ЖК-панели Full HD в течение ближайшей пары лет. Сами участники дискуссии отмечали, что по статистике средний срок службы телеприемника составляет 15 лет.

Ускоренное развитие технологий, естественно, является мощным катализатором спроса на новую технику, но есть и финансовая сторона вопроса. HDTV стало реальностью прежде всего потому, что цены новых телевизоров пришли в соответствие с истинной платежеспособностью населения. Но это касается в основном крупных городов. Жители бесчисленных малых населенных пунктов, поселков городского типа и сельчане либо подолгу копят деньги, либо покупают телевизоры в кредит.

Нельзя забывать, что 3D-телевидение дарит зрителям качественно новые ощущения. Если рассматривать HDTV просто как эволюцию телевидения стандартного разрешения, то объемная картинка означает настоящий прорыв. Прокат кинофильмов формата 3D — а Голливуд, по мнению участников «круглого стола», не вернется к съемке блокбастеров в плоском формате — лишь подстегнет миграцию. По мнению Семерикова, у России появится исторический шанс перескочить через одно телевизионное поколение, сразу в эпоху 3D-TV.

Впрочем, большинство представителей отрасли смотрят на перспективы 3D реалистичнее. Предстоящая реализация государственной программы перевода ТВ-вещания на «цифру» подстегнет обновление парка домашних телеприемников, но трехмерным телевидение от этого не станет.

Во-первых, нет контента, поэтому операторы не спешат вкладываться в развертывание сервисов. А контент массово не производится, поскольку нет достаточного количества потребителей, чтобы окупить затраты.

Во-вторых, даже на HDTV-сервисе ни операторы цифрового ТВ, ни производители контента до сих пор не научились зарабатывать. Доля подписчиков на пакеты HDTV составляет 10-20% общей абонентской базы кабельных и спутниковых операторов. И получают они всего три-пять каналов высокой четкости, тогда как вещание в стандартном разрешении дает возможность смотреть десятки, если не сотни телеканалов.

Любопытные данные привела Крылова: телеканал «Эксперт ТВ» производит контент в высоком разрешении и продает его конечным пользователям через операторские сети. Но для того, чтобы такому телеканалу «подняться» на спутник и попасть на телеприставки, скажем, абонентов «НТВ+», создателю контента нужно заплатить сумму, как минимум вдвое превышающую стоимость распространения стандартных телеканалов. А возврат в виде отчислений правообладателю минимален, поскольку подписчиков нового HD-канала заведомо немного. В итоге, по оценке Крыловой, на каждую затраченную 1 тыс. руб. «Эксперт-ТВ» получает всего 10 руб. дохода. Ситуация с трансляцией зарубежных каналов высокой четкости прямо противоположная: российские операторы вынуждены покупать их контент по заоблачным ценам, надеясь если не отбить затраты, то хотя бы обеспечить лояльность пользователей.

В-третьих, «новые ощущения» от просмотра трехмерного кино в домашних условиях могут оказаться весьма сомнительными. Многие почувствовали неприятное напряжение в области глаз и переносицы уже после нескольких минут созерцания 3D-TV через затворные очки.

Специалисты говорят, что просмотр объемного ТВ — дело привычки. Дескать, картинка движущегося паровоза на экране первого синематографа тоже вызывала у людей «взрыв мозга», и они в панике бежали из кинозала. Но, отметил Колесников, проблема состоит не только в привычках людей — нужна еще и особая культура съемки трехмерного видео. В частности, нельзя постоянно переключаться с ближнего плана на дальний и наоборот, рывками меняя фокусное расстояние для глаз, иначе мозг действительно не выдержит этих экспериментов.

Так что говорить, вероятно, нужно не о тотальной смене поколений ТВ, а о расширении спектра возможностей. Как считает Припачкин, в будущем найдется место и для телевидения стандартного разрешения, и для HDTV, и для 3D-TV.