Производители намерены составить конкуренцию корпорации Cisco Systems, которая уже сейчас контролирует примерно 70% рынка коммутаторов, но при этом и не думает сбавлять обороты.

«Характер решений и закупок на рынке коммутаторов локальных сетей будут определять крупные поставщики оборудования для центров обработки данных, — отметил аналитик компании Yankee Group Зевс Керравала. — Потребность в инновациях сегодня ощущается в первую очередь в ЦОД».

«Центры обработки данных являются движущей силой инноваций, — вторит ему Стив Шухарт из компании Current Analysis. — В процессе автоматизации ЦОД покупка всех необходимых компонентов решения у одного крупного поставщика представляется сейчас клиентам более выгодным вариантом».

Рынок коммутаторов локальных сетей больше не является вотчиной Cisco и «семи гномов» — компаний, которые делили между собой 25-30% клиентов, не охваченных Cisco. Сегодня этим рынком заправляют Cisco, IBM, HP, Dell и отчасти Brocade: поставщики сетевых устройств, серверов и систем хранения для ЦОД пытаются переводить своих клиентов на инфраструктуру следующего поколения, включающую унифицированные структуры, механизмы виртуализации и прочие средства.

По свидетельству аналитиков Dell’Oro Group, развертывание оборудования 10 Gigabit Ethernet для ЦОД стимулирует дальнейшее развитие рынка. Ожидается, что глобальный рынок коммутаторов Ethernet в 2010 году продемонстрирует умеренный рост. Если по итогам 2009 года объем продаж ожидается на уровне 15,6 млрд долл., то в 2010-м он увеличится до 16,3 млрд долл. Однако это значительно ниже показателей 2008 года, когда продажи достигли 19,3 млрд долл.

Опрос руководителей ИТ-служб, проведенный Goldman Sachs, которые пытались прояснить структуру затрат на ИТ, показал, что ценовое давление будет нарастать. После покупки 3Com компания HP помимо корпоративных коммутаторов сможет предложить своим клиентам и коммутаторы ядра ЦОД. Причем они будут поставляться едва ли не за половину цены, которую в Cisco просят за продукты с аналогичными возможностями. А Cisco, если Juniper начнет наращивать объемы продаж по OEM-соглашениям с IBM и Dell, очень сложно будет удержать контролируемую сегодня долю рынка при сохранении нормы прибыли на прежнем уровне.

Еще одним козырем для Juniper и ее направления сетевых устройств высокой производительности станет смена модели покупательского поведения. Опрос Goldman Sachs показал, что большинство респондентов при покупке отдает предпочтение наилучшему соотношению между ценой и эффективностью, а не архитектурным перспективам.

Куда же в результате всех этих перестановок в верхнем эшелоне денутся Extreme, Enterasys, Force10 и все прочие компании? Они всегда хвастались тем, что их продукты по критерию соотношения цены и производительности превосходят предложения Cisco, но при этом им не удавалось отвоевать сколько-нибудь значительной доли рынка. Что касается компании Enterasys, то она объединилась с Siemens Enterprise Communications, с тем чтобы получить доступ к новым возможностям кабельных и беспроводных коммуникаций.

Компания Force10 объединяется с Turin Networks, поставщиком беспроводного оборудования, Carrier Ethernet и унифицированных систем доступа для провайдеров. Похоже, Force10 все больше и больше тяготеет к операторскому рынку, но при этом пытается вести игру и на поле высокопроизводительных центров обработки данных, хотя ее и оставили позади главные производители систем для ЦОД.

Таким образом, Extreme Networks осталась на рынке коммутаторов локальных сетей фактически в одиночестве. Компания пополнила свое семейство продуктов специализированными приложениями для центров обработки данных, в том числе средствами виртуализации и механизмами 10 Gigabit Ethernet. Однако аналитики полагают, что при отсутствии у клиентов ранее установленных систем Extreme новые возможности не окажут особого влияния на выбор покупателей.

«Какие задачи позволяют решить системы Extreme из числа тех, что другим не под силу? — спрашивает Керравала. — В них нет ничего такого, что могло бы повернуть взгляды клиентов».

Однако в Extreme не согласны с этим утверждением. «Продукты Extreme Networks формируют сеть, позволяя сэкономить как при совершении покупки, так и при организации операционной деятельности, — утверждает директор Extreme по маркетингу Пол Хупер. — Предлагая уникальные возможности, они обладают высокой масштабируемостью, которая позволит клиентам быстро адаптироваться к изменению ситуации и удовлетворить свои будущие потребности. Нам удалось добиться этого за счет формирования согласованного портфеля продуктов Ethernet, включающего все необходимое, начиная от средств поддержки оконечных узлов и заканчивая механизмами ядра сети, и базирующегося на единой операционной системе ExtremeXOS. Сетевая платформа Extreme позволяет организациям переводить свои центры обработки данных из физического в виртуальный мир и облачные сети. Преимущество такого подхода заключается в том, что предприятия могут осуществлять плавный переход от разобщенных к интегрированным сетям, а операторы имеют возможность предложить клиентам сервисы, сквозным образом базирующиеся на Ethernet».

После подписания соглашения с Nortel сегмент коммутационных механизмов может оказаться чужим и для Avaya. С учетом высокой ценовой эластичности и острого соперничества на рынке коммутаторов локальных сетей Керравала полагает, что Avaya начнет уделять более серьезное внимание приобретенным у Nortel продуктам для сетей передачи данных.

«Распространению оборудования передачи данных Nortel, как мне представляется, в наибольшей мере будет способствовать альянс HP и 3Com или компания Brocade, стремящаяся расширять свою клиентскую базу», — отметил Керравала.

Всем остальным, по мнению Шухарта, имеет смысл обратить внимание на крупных OEM-партнеров. И если ставка на наилучшее соотношение цены и производительности не принесет им успеха, возможно, имеет смысл разыграть архитектурную карту.

«Для компаний, не заключивших соответствующего соглашения и не объединившихся с каким-либо крупным поставщиком компьютерных систем, следующий год обещает стать весьма непростым, — подчеркнул Шухарт. — Наверное, для производителей, выпускающих лучшие в своем классе продукты, на рынке еще хватит места, но в условиях, когда центры обработки данных взяли курс на виртуализацию, независимых поставщиков ждут тяжелые времена».