В центре внимания европейской конференции HP Software Universe, которая собрала в середине декабря в Гамбурге около 3 тыс. участников, оказалась горячая сегодня тема вычислительных облаков. В Hewlett-Packard признают, что этот новый подход к организации ИТ-инфраструктуры, позволяющий компаниям не размещать оборудование или приложения у себя, а арендовать их, получая доступ с помощью интернет-технологий к нужным мощностям и функциям, пока находится на самых ранних стадиях адаптации. Тем не менее в HP уверены, что «процесс пошел», но заказчикам необходимо помогать справляться с потенциальными облачными рисками.

Помимо непосредственных проблем безопасности, сдерживающими факторами для использования облаков являются недостаточная проработка вопросов интеграции облачных ресурсов и локальной ИТ-инфраструктуры, управления сервисами, предоставление которых опирается в том числе на возможности облака, а также отсутствие гарантий быстрого возврата инвестиций в облачную среду. Специализируясь все последнее десятилетие на методиках и технологиях управления ИТ-сервисами для бизнеса, в HP накопили достаточный опыт для того, чтобы всерьез взяться за решение обозначенных проблем.

По данным осеннего исследования, которое компания провела при содействии аналитиков Coleman Parkes Research, 90% бизнес-руководителей считают, что перемены в их бизнесе в ближайшие несколько лет будут иметь непредсказуемый характер. Как отметил Стин Ломхольт-Томсен, генеральный менеджер подразделения HP Software & Solutions в регионе EMEA, следствием этого является повышенный интерес ИТ-директоров к гибким, легко масштабируемым как в одну, так и в другую сторону технологиям, способным учитывать непредсказуемость требований бизнеса. Организации, которые обращаются к облачным сервисам, сегодня стремятся сочетать их с ресурсами, размещенными в собственных центрах обработки данных, и, видимо, в обозримом будущем эта тенденция сохранится. Новые предложения HP в области управления облаками направлены на обеспечение гибкости выделения вычислительных мощностей и прикладных возможностей в подобной гибридной инфраструктуре, а также на оптимизацию стоимости облачной составляющей.

На конференции компания анонсировала два обновленных продукта, реализующие средства управления облачной средой, и одно новое решение, которое представляет собой облачную платформу для поставщиков коммуникационных сервисов.

Облако по размеру

Около двух лет назад в результате приобретения компании Opsware портфель программного обеспечения HP пополнился продуктом Operations Orchestration. Эта система автоматизирует операционные процессы ИТ-службы, направленные на внесение изменений в ЦОД по запросу или в связи с определенными инцидентами и проблемами, и динамически выделяет или освобождает ресурсы центра данных на каждом этапе такого процесса. В одной из последних модификаций HP добавила в продукт поддержку технологий виртуализации Citrix Xen, Microsoft Hyper-V и VMware, обеспечив полную автоматизацию работы с компонентами центра обработки данных независимо от их природы, физической или виртуальной. На конференции в Гамбурге было заявлено, что теперь Operations Orchestration позволяет интегрировать в единую управляемую среду ресурсы из внешнего облака Amazon Elastic Compute Cloud (EC2), предлагая тем самым согласованный подход к автоматизации процессов для гибридной ИТ-инфраструктуры, включающей в себя как виртуализованные внутренние ресурсы, так и внешние облачные возможности.

Продукт НР Cloud Assure, выпущенный в марте, обеспечивает доступность облачных услуг путем диагностики проблем с производительностью и безопасностью облачной среды и своевременного оповещения о них. На конференции была представлена новая опция решения под названием НР Cloud Assure for Cost Control, предназначенная для оптимизации затрат компаний на облачные сервисы. Как поясняют в HP, одной из основных надежд, возлагаемых ИТ-специалистами на облака, является сокращение затрат, поскольку отпадает необходимость в развертывании собственных платформ под приложения и самих бизнес-приложений. Однако эти ожидания могут не оправдаться, если, скажем, выделенные в облаке ресурсы для той или иной прикладной системы не отвечают ее требованиям к производительности. Предприятия начинают запрашивать дополнительные мощности, увеличивая свои вложения в облачные сервисы, но при этом им никто не гарантирует, что приложение действительно будет работать лучше при наращивании используемых ресурсов.

Ключ к решению проблемы — выбор оптимальной конфигурации доступных облачных мощностей, обеспечивающей нужную производительность конкретного приложения. НР Cloud Assure for Cost Control предлагает инструменты для анализа загрузки облака (HP SiteScope), управления производительностью приложения на уровне кода (HP Diagnostics) и тестирования приложения с целью выбора оптимальной облачной платформы для него (HP Elastic Test). С помощью этих программных средств пользователи облачных сервисов смогут перед развертыванием или модификацией приложения определять необходимый «размер» облака (в HP используют для обозначения этого процесса термин right-sizing), который будет отвечать всем требованиям системы и не повлечет за собой лишних трат.

В отличие от программного обеспечения Operations Orchestration, поставляемого по традиционной лицензионной схеме, система Cloud Assure сама является облачной — HP реализует ее в модели «ПО как сервис» (SaaS). По словам Энди Ишервуда, генерального менеджера подразделения HP Software Services, компания применяет модель SaaS уже около девяти лет (с учетом опыта приобретенной несколько лет назад Mercury Interactive), имеет в этой области несколько сотен заказчиков и наблюдает явный рост популярности этой модели, что внушает оптимизм и относительно будущего облачной парадигмы в целом.

Коммуникации как сервис

Третий анонс конференции — инициатива HP Communications as a Service (CaaS), ориентированная на поставщиков коммуникационных сервисов, которые заинтересованы в продвижении своих предложений компаниям малого и среднего масштаба. По данным проведенного по заказу HP исследования Forrester Consulting, на рынке SMB растет потребность в приобретении коммуникационных функций по модели as a Service, и объемы продаж услуг CaaS в мире достигнут к 2014 году 6,2 млрд долл. Опрос почти тысячи небольших предприятий показал, что подавляющее большинство из них (почти 90%) предпочли бы получить с помощью CaaS целый пакет, а не отдельные сервисы корпоративных коммуникаций.

В рамках новой программы HP предложит поставщикам телекоммуникационных услуг облачную платформу HP Aggregation Platform for SaaS, которая будет служить связующим слоем для интеграции различных коммуникационных сервисов, принадлежащих сервис-провайдеру систем класса OSS/BSS, и среды заказчика. На базе новой платформы HP намерена реализовать собственными силами системы автоматического самообслуживания (IVR) и видеонаблюдения, а силами партнеров — контакт-центр на базе IP и функции унифицированных коммуникаций (четыре наиболее востребованных коммуникационных сервиса, по данным HP). Отдельные из этих возможностей или весь пакет, а также дополнительные функции на базе интеграционной платформы HP сервис-провайдеры смогут предлагать своим заказчикам по модели CaaS.