По этому пути пошла компания Sugar Labs, инициативу которой поддержали в комитете «по свободе программного обеспечения» Software Freedom Conservancy.

В Sugar Labs решили предложить альтернативный способ распространения пакета программ, разработанного для так называемого «стодолларового ноутбука» XO-1, созданного в рамках проекта «Один ребенок — один компьютер» (One Laptop Per Child, OLPC). В пакет входит 40 программ, охватывающих весь спектр задач, необходимых в компьютерном образовании. В силу самых разных причин проект малобюджетного школьного компьютера буксует; уже выпущена вторая версия XO-2, но массовым, несмотря на свои удивительные возможности, он так и не стал, а бум дешевых нетбуков вообще ставит его под сомнение. Между тем в мире высвобождается огромное количество неиспользуемых, но вполне работоспособных компьютеров, вообще не имеющих никакой стоимости. В Sugar, одном из основных разработчиков программного обеспечения для XO, пришли к выводу: было бы разумно перенести эти наработки на такие компьютеры и использовать их в учреждениях образования. Флэшки с записанными на них программами Sugar выпускаются массовыми тиражами; их можно загрузить и с сайта компании.

Разработанный в Sugar интерфейс предназначен специально для детей. Он является плодом более чем 40-летней педагогической работы в двух ведущих университетах Бостона, в Гарварде и Массачусетском технологическом. Основоположником этой деятельности в середине 60-х стал Сеймур Паперт, автор языка программирования Logo, созданного специально для детей. В состав пакета входят программы для чтения, записи, рисования и игры (Read, Write, Paint, Etoys). Есть еще свободное программное обеспечение, загружаемое на школьный сервер, оно позволяет организовывать совместную работу школьников, фильтровать доступ в Internet, делать резервное копирование. Сайт Sugar имеет разделы, ориентированные на учеников, преподавателей и родителей.

Сейчас более миллиона учащихся в десятках стран пользуются педагогическим опытом и программами Sugar Labs. Может быть, и у нас этот подход мог бы найти себе применение?