В недалеком прошлом аналитические приложения приобретались относительно редко и в основном крупными и богатыми организациями. Наличие подобных решений в активе организации подавалось как свидетельство устойчивости ее положения и прогрессивности мышления ее руководства. Кроме того, внедрение аналитических, как и учетных приложений способствовало наведению порядка в компаниях, снижало количество проявлений халатности и прямых хищений. В то же время до практического использования этих инструментов с целью улучшения показателей деятельности организации доходило далеко не всегда.

В последнее время ситуация стала меняться. С одной стороны, зрелые игроки рынка предъявляют всем остальным его участникам требования, которые трудно удовлетворить без применения аналитических инструментов. Рост конкуренции заставляет тщательнее работать как с поставщиками, так и с клиентами. С другой стороны, масло в огонь подливают известные экономические проблемы. В кризис все сразу вспомнили, что «копейка рубль бережет», и бросились эти копейки подсчитывать.

Обобщая границы и содержание проектов, о которых шла речь на конференции, следует отметить, что наиболее распространенной задачей стала интеграция данных из большого числа источников. Их список растет, и, что еще важнее, усложняется типология. Клиенты в поисках дополнительных возможностей для поддержания своей хозяйственной деятельности стремятся наиболее полно использовать имеющиеся у них информационные ресурсы. В то же время аналитические приложения предоставляют все больше возможностей для реализации этих планов.

Конференция позволила судить о том, в каких отраслях наиболее силен платежеспособный спрос на инструменты бизнес-аналитики. В первую очередь это финансовые и телекоммуникационные компании. Здесь основные усилия направлены на анализ рентабельности продуктов (проект в ВТБ) и углубление работы с клиентами (проект поддержки контакт-центра в Росбанке). Кроме того, актуальной является ИТ-поддержка прогнозирования значений финансовых показателей, примером реализации которой служит проект в «Комстар-ОТС». В последнем случае мы сталкиваемся с влиянием кризиса на технологии управления предприятиями, когда становится важно спрогнозировать значения такого показателя, как выручка, даже на коротком горизонте для принятия правильных управленческих решений. Безусловно, есть примеры проектов и в других отраслях, но, как отметила заместитель директора компании «Терн» Екатерина Лозовая, они по большей части связаны с деятельностью зарубежных компаний на территории России. В этих случаях обращение к бизнес-аналитике обусловлено выполнением требований корпоративных стандартов.

Решения для формирования отчетов и интеграции данных распространяются относительно интенсивно. Однако в области организации прогнозов возникают проблемы. Одним из основных препятствий распространению аналитических технологий в отечественной среде остается небезосновательное опасение, что обращение к ним либо поставит предприятие в зависимость от подрядчика, внедряющего соответствующий программный продукт, либо потребует содержания в штате высококвалифицированных, а потому дорогих специалистов. Как пояснил управляющий директор группы компаний «Терн» Николай Мачинский, предлагаемые в области анализа данных решения в значительной степени автономны. В качестве концептуальной основы они используют идеи Владимира Вапника. Разработанная им в сотрудничестве с Алексеем Червонекисом статистическая теория восстановления зависимостей по эмпирическим данным позволяет существенно ослабить роль начальных предположений для построения адекватных прогнозов. Следует, правда, учитывать, что для настройки приложений требуются обучающие массивы данных большого объема, собранные в относительно стационарных условиях. Как только условия ведения хозяйственной деятельности меняются, настройку следует проводить заново на основе новых, актуальных данных. В то же время, как утверждает Мачинский, эта процедура не требует высокой математической квалификации пользователей и в значительной степени автоматизирована.