Computerworld Россия

На конференции «Практика аутсорсинга на рынке ИКТ», организованной агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con и еженедельником Computerworld Россия, которая состоялась 28 октября в Москве, были рассмотрены возможные стратегии действий ИТ-руководителей в условиях кризиса, способы оптимизации ИТ-затрат, примеры решения задач аутсорсинга, а также предложения поставщиков.

Директор аналитического агентства In4Media.ru Сергей Македонский привел данные опубликованного в сентябре исследования Forrester Research, отражающего структуру и динамику расходов на ИТ, а также влияние экономического спада на стратегии руководителей.

Совокупный объем расходов организаций всего мира на ИТ составил в 2007 году, по оценке Forrester, 2,19 трлн долл.; прогноз на текущий год — 2,36 трлн долл. Из этих денег приблизительно 19% расходуется на вычислительную технику, 15% — на оборудование связи и передачи данных, 14% на программное обеспечение, 22% на ИТ-услуги, включая аутсорсинг, и 30% — на оплату труда собственного персонала. В Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке суммарный объем расходов на ИТ составил в 2007 году 108 млрд долл.; прогноз на 2008 год — 126 млрд долл. Здесь структура затрат такова: 19-20% на вычислительную технику, столько же на телекоммуникационное оборудование, всего 9% на программное обеспечение, по 26% на ИТ-услуги, включая аутсорсинг, и на оплату труда.

Аналитики Forrester поинтересовались у руководителей, ответственных за приобретение ИТ-услуг, как повлияет глобальная рецессия на их бюджеты в ближайшие 12 месяцев. В опросе приняли участие около тысячи менеджеров из Европы и Северной Америки. 43% признались, что их бюджет уже сокращен, 29% сообщили, что текущие и новые проекты проходят более тщательный анализ эффективности, 28% заявили о том, что экономический кризис не сказался на их бюджете. По 16% сократили расходы на услуги и оборудование, 14% сократили закупки программных лицензий. При этом подавляющее большинство респондентов рассматривают возможность обсуждения с поставщиками снижения цен на их товары и услуги, большинство готовы сокращать использование услуг субконтракторов. В то же время 35% считают достаточно вероятными для себя меры по расширению аутсорсинга инфраструктуры, 37% — по расширению аутсорсинга приложений. 33 и 34% опрошенных соответственно назвали такие меры маловероятными, 24 и 21% — едва ли возможными. 8% заявили о максимальной готовности прибегнуть к расширению аутсорсинга как инфраструктуры, так и приложений.

Македонский выделил следующие проблемы развития ИТ-аутсорсинга в России: отсутствие регламентированных методологий, стандартизации предложений, общепринятых моделей ценообразования; взаимное недоверие заказчиков и поставщиков, отсутствие механизмов страхования рисков аутсорсинговых контрактов; отсутствие услуги выкупа ИТ-инфраструктуры; отсутствие поставщиков, обеспечивающих глобальное покрытие территории страны; отсутствие координации усилий государства, поставщиков и заказчиков в решении перечисленных проблем. Кроме того, по мнению Македонского, для аутсорсинга в нашей стране отсутствует правовое поле: в законе попросту нет понятия «аутсорсинг».

Алексей Сивидов, заместитель генерального директора компании IBS DataFort, подчеркнул сложность сокращения эксплуатационных затрат и заявил: их нужно постараться сделать эластичными, чтобы можно было оплачивать лишь те сервисы, которые требуются на данный момент. Сивидов предложил несколько способов повышения эффективности затрат, отметив, что они не являются взаимоисключающими. Первый способ заключается в том, чтобы создать в компании сервисную модель на базе сервисного каталога (подход ITSM). В большинстве российских компаний анализ затрат на ИТ-услуги производится по их техническим составляющим; так, стоимость информационной системы определяется стоимостью серверов, лицензий, технического обслуживания и т. п. Это усложняет задачу обоснования ИТ-бюджетов. В Gartner предсказывают, что к 2010 году до 70% ИТ-департаментов и поставщиков услуг будут вести деятельность на основе сервисного каталога. Чтобы создать такой каталог, необходимо, выявив основные бизнес-процессы и определив перечень необходимых ИТ-сервисов, поставить сервисы в соответствие процессам, привязать их к конфигурационным элементам и разработать соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA). При этом следует выбирать показатели эффективности, которые «понятны бизнесу» и легко вычисляются. Затем нужно разработать ценовую модель, которая позволит сопоставить стоимость сервисов, организуемых собственными силами, со стоимостью тех же услуг, предлагаемых сторонними провайдерами.

Второй способ предполагает выявление ИТ-процессов, потребляющих наибольший объем ресурсов, и выделение среди них типовых (например, обслуживание принтеров или поддержка службы электронной почты) и уникальных. Анализ совокупной стоимости (Total Cost of Ownership, TCO) типовых процессов позволит принять решение о целесообразности их передачи на аутсорсинг. Докладчик подчеркнул, что модель TCO позволяет учесть такие косвенные факторы затрат, как потери времени сотрудников на попытки самостоятельного разрешения проблем, потери от сбоев и простоев, административные расходы и др. В то же время, как отметил Сивидов, в отсутствие каталога сервисов для расчета TCO все равно потребуется создать хотя бы условную сервисную модель (и сохранить ее на будущее для анализа динамики и изменения структуры затрат). Сивидов отметил, что два этих подхода эффективны даже тогда, когда в экономике все благополучно.

Говоря о третьем способе, Сивидов выступил с предложением передать аутсорсеру процесс администрирования рабочих станций. Он заявил, что такой переход к удаленному администрированию позволяет очень быстро сократить затраты на обслуживание, по расчетам IBS DataFort, на 25%, причем он не потребует ни формирования каталога сервисов, ни расчетов ТСО, ни сложных обоснований перед руководством компании. (Неясно, впрочем, как без расчетов проверить справедливость названной цифры. — А. Я.) По словам Сивидова, в настоящее время IBS DataFort обслуживает примерно 200 тыс. рабочих станций.

Начальник отдела маркетинга компании «Россервис» Эдуард Гатиятуллин заявил, что преимуществами аутсорсинга является снижение стоимости владения ИТ-инфраструктурой, возможность контроля над издержками на базе каталога сервисов (который можно разработать совместно с аутсорсером), выведение непрофильных активов на баланс подрядчика, что позволяет сократить налогооблагаемую базу. Однако, для того чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, необходимо определить уровень зрелости инфраструктуры. Последнее «Россервис» выполняет, руководствуясь моделью оценки зрелости и оптимизации ИТ-инфраструктуры Microsoft (см., например, «Инфраструктура требует внимания», Computerworld Россия № 42, 2006). Гатиятуллин рассказал о системе централизованного системно-технического обслуживания Федеральной налоговой службы РФ. Комплекс услуг, предоставляемых налоговикам «Россервисом» и его региональными партнерами, включает в себя технический аудит и экспертизу систем и оборудования, техническую инвентаризацию и паспортизацию, информационно-консультативные услуги, регламентно-профилактическое обслуживание, ремонтно-восстановительные работы, монтаж и пусконаладку оборудования и ПО, организацию технических семинаров и др. ФНС, техническая инфраструктура которой насчитывает свыше 2600 территориальных участков, получила в результате достоверную базу данных по системам ИТ-инфраструктуры, сокращение затрат на содержание обслуживающих ИТ-подразделений, механизм прогнозирования потребностей в части ИТ и ряд других преимуществ.

Ведущий менеджер «HP Россия» по развитию услуг аутсорсинга Александр Сапронов рассказал о практике аутсорсинга приложений SAP силами HP. Стандартный набор услуг компании предусматривает предоставление аппаратной платформы, сервисы на уровне операционных систем (установка обновлений, управление кластерами, резервное копирование и др.), управление базами данных (включая импорт и экспорт данных), а также эксплуатацию базиса SAP R/3 (резервное копирование и восстановление ландшафта, пакетные задания, мониторинг). Расширенный набор включает, в дополнение к вышеперечисленному, эксплуатацию и разработку приложений R/3 (в том числе создание словарей данных) и даже оптимизацию рабочих процессов. Сапронов подчеркнул, что высокая доступность размещаемых в центрах обработки данных HP приложений гарантируется благодаря процессу поддержки, в котором задействованы специалисты обеих корпораций.

Генеральный директор представительства BMC Software Евгений Кривоносов рассмотрел концепцию «управления бизнес-сервисами», основанную на ITIL, стандартах ISO и COBIT. Ее основным звеном является общая модель данных (common data model), которая унифицирует представление данных конфигурации, при этом содержит информацию не только об ИТ-инфраструктуре, но и о пользователях, сервисах, бизнес-процессах и т. д. Практическое воплощение данная модель нашла в конфигурационной базе данных BMC Atrium CMDB. Этот продукт, связывая ИТ-процессы за счет использования общего хранилища, обеспечивает бизнес-ориентированное графическое представление ИТ-инфраструктуры, позволяя лучше контролировать ход внедрения и процессы эксплуатации информационных систем.

Дмитрий Никулин, технический директор представительства компании RiT Technologies, специализирующейся на кабельных системах, рассмотрев типичные проблемы взаимоотношения поставщика и заказчика аутсорсинговых услуг (проблемы учета событий, контроля работ и др.), заявил о важности объективного документирования событий и непредвзятой оценки составляющих сотрудничества. Он представил программно-аппаратный комплекс PatchView, который позволяет регистрировать в протоколе все сетевые события с указанием времени и места, контролировать сервисы, формировать задания по перекоммутации линий и автоматизировать многие другие задачи обслуживания кабельной инфраструктуры. Никулин выделил такие преимущества PatchView, как контроль сетевой инфраструктуры в реальном времени, снижение времени реакции в аварийных ситуациях, сокращение времени переключения сетевых сервисов и ввода в строй нового оборудования, инвентаризация сетевых ресурсов в реальном времени и др.

Среди слушателей не было единодушия относительно восприятия «коммерчески ориентированных» докладов ИТ-вендоров. Одни сообщили, что предпочитают на таких мероприятиях рассматривать проблемы и конкретные методы их решения. Другие заявили, что пришли в том числе и затем, чтобы рассмотреть как раз предложения о сотрудничестве.