Алексей Сухарев: «Коренным образом улучшить положение России на международном рынке программного обеспечения без государственной поддержки нельзя»На одном из круглых столов форума «Электронный прорыв. Может ли Россия стать лидером в сфере высоких технологий?», организованного «Ведомостями» в рамках выставки «ИнфоКом 2007», обсуждалась возможность российских производителей ПО занять передовые позиции на мировом рынке.

Ведущий, директор IBM EE/A по консалтингу в телекоммуникациях, СМИ, энергетике и ЖКХ Олег Бяхов сразу внес уточнение в название темы для обсуждения. Он напомнил, что некоторые компании, такие как «Лаборатория Касперского» и Spirit, уже доминируют в своих сегментах рынка, но, чтобы претендовать на лидерство в нише операционных систем и других программ первой необходимости, нужно было начать заниматься этим 25 лет назад. Поэтому, по его словам, тему лучше сформулировать так: в каких частях мирового рынка программного обеспечения российские компании должны иметь лидирующие позиции.

Президент «Руссофт» Валентин Макаров сообщил, что в области аутсорсинга разработки Россия наряду с Индией и Китаем фактически стала мировым лидером. В 2006 году стоимость экспортированных российскими разработчиками программных продуктов достигла 1,495 млрд. долл. Рост по сравнению с 2005 годом оценивается в 50%, а прогнозируемый показатель текущего года составляет 2,1 млрд. долл. При этом все большую долю занимают работы, связанные с научными исследованиями и консалтингом.

К преимуществам отечественных программистов он отнес способность создавать новые технологии, наличие сложившихся коллективов, которым, в отличие от разрозненных специалистов, по плечу решать сложные задачи, и умение приспосабливаться к меняющейся обстановке.

Алексей Сухарев, глава компании Auriga, назвал огромной заслугой отечественной индустрии экспорта программного обеспечения то, что она сумела убедить мировой рынок: в России может быть сделано то, что не сделают где-либо еще. Причиной этого является инженерная культура, сохранившаяся еще с тех пор, когда был запущен первый спутник. Однако он подчеркнул, что разрыв в экспорте ПО по сравнению с Индией увеличивается — индийский объем экспорта растет начиная с 2000 года на 34% и в 2006 году достиг 23,6 млрд. долл. Даже с учетом быстрых темпов роста российского экспорта в 2010 году разрыв должен стать десятикратным — 6 млрд. долл. в России и 60 млрд. в Индии. По мнению Сухарева, коренным образом улучшить положение нашей страны на международном рынке ПО без государственной поддержки нельзя.

Генеральный директор компании «Кворум» (входит в группу компаний «Компьюлинк») Андрей Виноградов обратил внимание на растущую конкуренцию со стороны иностранных компаний на российском рынке, в особенности в сфере банковского ПО. По его словам, зарубежные фирмы у себя на родине пользуются существенной государственной поддержкой, что ставит отечественные компании, лишенные такой поддержки, в неравное с ними положение. А если российские разработчики проиграют на собственном рынке, то рассчитывать, что они смогут эффективно работать в зарубежных странах, не приходится. Кроме того, высшая школа еще не готовит в достаточном количестве нужных отрасли специалистов, в частности специалистов по программной инженерии. Виноградов считает, что прикладывать усилия к модернизации работы образовательных учреждений должны не только ИТ-компании, но и государство.

Управляющий директор «Verysell Иконтри» Вадим Перехватов назвал главным ограничением перспектив внутреннего роста ИТ-рынка недостаточную открытость крупных проектов — как государственных, так и коммерческих — для профессионального ИТ-сообщества. По этой причине «Verysell Иконтри», которая разрабатывает информационные системы гласного контроля над имуществом крупных хозяйственных структур, оценивает перспективы продвижения своей продукции на российский рынок лишь как умеренно-оптимистичные.

Для того чтобы оценить возможности России занять весомые позиции на международном рынке, специалисты компании «Редсофт» сгруппировали данные обо всех мировых инновационных компаниях, владеющих интеллектуальной собственностью, производящих товары и оказывающих услуги собственной разработки. Доля США при такой оценке получилась равной 46%. Для того чтобы Россия смогла занять 10-процентную долю на этом рынке, став лидером хотя бы в одной из отраслей, ей необходимо преодолеть в ближайшие три-пять лет 20-, а где-то и 100-кратный разрыв. Поскольку компании с такой скоростью развиваться не могут, остается два пути — либо покупать другие компании (при этом возникает проблема эффективного управления), либо воспользоваться ситуацией в условиях какого-либо глобального сдвига мировой экономики. По мнению генерального директора «Редсофт» Вадима Щепинова, сейчас происходит именно такой сдвиг — сдвиг в сторону открытых информационных технологий. Использование открытых ИТ дает поставщику возможность зарабатывать, предлагая на базе открытых инноваций продукты и услуги нового поколения. Кроме того, это снижает порог входа на рынок новых компаний, сокращает время и стоимость выпуска новых продуктов.