В книге Dragons at Your Door: How Chinese Cost Innovation Is Disrupting Global Competition («Драконы у ваших дверей: каким образом китайские стоимостные инновации меняют глобальную конкуренцию»), опубликованной в издательстве Harvard Business School Press, Питер Уильямсон и Минг Зенг рассказали о том, как китайские компании завоевывают глобальные рынки, опираясь на дешевую рабочую силу и умело манипулируя себестоимостью и ценами.

Что отличает китайский путь ведения бизнеса и отношение китайских компаний к глобальной конкуренции?

Китайские производители априори придерживаются парадигмы «добиться как можно большего как можно меньшими средствами». Они всегда ищут возможность обратить себе на пользу даже минимальное преимущество. Размышляя об инновациях, они задают себе вопрос: «Каким образом добиться максимального результата при минимальных затратах?»

Кроме того, они избавлены от тяжелого груза прежнего опыта. Китайцы весьма восприимчивы к чужим идеям и удачно адаптируют их к специфике своей деятельности.

Представляет ли китайский бизнес непосредственную угрозу бизнесу западному?

В ближайшие пять-десять лет игровое поле для этих компаний изменится. Они или начнут оказывать на других огромное давление, улучшая соотношение между эффективностью и стоимостью своей продукции, или будут наносить удары в слабые точки выстроенной конкурентами стены. Серьезность этой угрозы еще больше возрастает из-за того, что подкрадывается она незаметно.

В своей книге вы указываете, что конкурировать с Китаем следует не только на рынке высококачественных и дорогих товаров…

Нужно сопротивляться искушению наложить проклятие на всех китайских производителей за некоторые недоработки. Тысячи компаний уже организовали в Китае свое производство. Здесь выпускается практически все, начиная от плейеров Apple iPod и заканчивая спортивной обувью NikeЭто один из ключевых моментов, помогающих понять, чем занимаются китайцы. Будучи представителем западной компании, вы без борьбы готовы отдать на откуп им целые сегменты недорогих и низкорентабельных товаров.

Китайские компании приобретают необходимый опыт, наращивают объемы и вкладывают деньги в привлечение грамотных специалистов.

В то время как китайцы неуклонно поднимаются вверх, западные компании продолжают снижать объемы продаж. В конечном итоге этих объемов просто окажется недостаточно для поддержания приемлемой рентабельности при неизменных ценах.

Чтобы разорвать порочный круг, западным компаниям необходимо сочетать ценовые реформы с повышением уровня квалификации персонала. Снижая расценки в процессе выхода на более дорогие сегменты рынка, нужно убедиться в том, что ценность продукта соответствует запрашиваемой за него сумме. Возможно, следует более серьезно задуматься о выходе на развивающиеся рынки. Если соперника не удается одолеть, нужно стать его союзником. Станьте членом альянса, в котором можно было бы использовать все сильные стороны его участников.

В своей книге вы много пишете о «стоимостных инновациях». Что это такое и каким образом китайские компании применяют соответствующие методы в своей деятельности?

При употреблении термина «инновации» сразу возникают ассоциации с усовершенствованием функциональности или повышением ценности продукта. Однако китайцы обнаружили, что можно двигаться и в другом направлении. Задумайтесь, к примеру, об инновациях с точки зрения снижения общих издержек бизнеса или удешевления дорогостоящей технологии в процессе ее вывода на массовый рынок.

В каких областях китайцам уже удалось проделать это?

Одним из наиболее ярких примеров может служить технология прямого получения цифровых рентгеновских снимков. Здесь используется система, осуществляющая оцифровку рентгеновского снимка и размещение его в компьютерной сети. Лидирующие в данной сфере компании GE и Philips применяют соответствующую технологию при проведении исследований, связанных с нарушениями работы сердца. Китайцы, со своей стороны, решили перенести ее в смежные области. Компания Zhongxing Medical сумела построить аппарат для прямого получения цифровых рентгеновских фотографий примерно за 20 тыс. долл. Ее конкуренты на создание аналогичной машины тратят 150-200 тыс. долл. В результате Zhongxing уже отвоевала у GE половину китайского рынка и сейчас рвется на международную арену.

Какие высокотехнологичные отрасли Китая представляют главную опасность для Запада?

Мы уже стали свидетелями того, как Lenovo выкупила бизнес ПК у IBM. Думаю, что «рейтинг угроз» возглавят направления, связанные с производством оборудования. К примеру, компания Dawning, занимающаяся созданием высокопроизводительных компьютерных систем, добивается успеха не путем разработки более быстрых процессоров, а за счет написания кода, повышающего эффективность взаимодействия этих процессоров.

Правда ли, что китайские компании отстают в применении ряда новейших технологий?

Здесь нет такого же уровня автоматизации, как на заводах в Соединенных Штатах. И не потому, что в Китае нет возможности применять соответствующие технологии. Просто здесь выгоднее использовать для контроля качества дешевую рабочую силу, что к тому же позволяет добиться дополнительной гибкости.

Похоже, в последнее время эту гибкость они используют в ущерб клиентам. Что вы думаете по поводу проблем, связанных с китайским экспортом?

В нынешний период капитализма «Дикого Востока» в Китае то и дело появляются «ковбои», которые норовят срезать острые углы и приносят безопасность в жертву быстрым деньгам. Но разве мы перестанем покупать автомобили Ford, после того как компания отозвала 527 тыс. дефектных внедорожников Escape, сошедших с конвейеров заводов в Канзас-Сити и Эйвон-Лэйк? Нужно сопротивляться искушению наложить проклятие на всех китайских производителей за некоторые недоработки. Тысячи компаний уже организовали в Китае свое производство. Здесь выпускается практически все, начиная от плейеров Apple iPod и заканчивая спортивной обувью Nike. В этих компаниях хорошо усвоили, что отделение ковбоев от надежных китайских производителей позволяет сформировать опытную команду и вести успешный бизнес на основе тщательного контроля качества и четкого соблюдения стандартов. Первый урок состоит в следующем: не стоит впадать в панику из-за нескольких, пусть даже заметных промахов, которые совершили китайские партнеры.

Вторая же опасность заключается в том, что руководители западных компаний свято верят в миф о том, что все китайские конкуренты производят исключительно низкокачественную дешевую продукцию. Не позволяйте подобным иллюзиям затуманить ваше сознание. Ведь если такое произойдет, вы рискуете забыть о том, что лучшие китайские компании сегодня активно используют «стоимостные инновации» и переписывают правила глобальной конкуренции.