Служба новостей IDG, Париж

Использование звукозаписывающей индустрией технологии DRM вызывает все большее сопротивление потребителей. Хотя технология DRM и предотвращает незаконное копирование записей, но одновременно накладывает, как считают многие, несправедливые ограничения на то, каким образом легально купившие запись потребители могут ее воспроизводитьEMI Group объявила о том, что собирается начать продажу в сети музыкальных записей, не защищенных от копирования. Этот важный шаг должен увеличить свободу действий покупателей в отношении приобретенных ими в сети записей.

Записи не только не будут защищены технологией DRM (Digital Rights Management, система управления цифровыми правами при копировании), но и качество их будет выше и сравнимо, по утверждениям EMI, с качеством исходных записей. Однако и цена их станет больше — загрузка записи без DRM обойдется примерно на 20% дороже, чем сейчас.

Такое заявление сделал президент EMI Group Эрик Николи 2 апреля на пресс-конференции в штаб-квартире EMI в Лондоне. Вместе с ним выступил генеральный директор компании Apple Стив Джобс. Принадлежащий этой компании музыкальный магазин iTunes станет первым сетевым магазином, продающим записи, не защищенные технологией DRM. В будущем EMI собирается заключить аналогичные соглашения и с другими сетевыми музыкальными магазинами. «Весь музыкальный каталог EMI, записи которого не защищены технологией DRM, будет представлен в iTunes уже в мае», — сообщил Джобс. Он охарактеризовал инициативу EMI как «еще один крупный шаг на пути революции музыки в цифровом формате». Также глава Apple сказал, что покупатели смогут проигрывать приобретенные в iTunes записи на любом цифровом проигрывателе, поддерживающем звуковой формат AAC (Advanced Audio Coding).

Джобс добавил, что попытается заключить аналогичные сделки и с тремя другими крупнейшими звукозаписывающими фирмами. По его прогнозам, к концу года половина из 5 млн. записей, представленных в iTunes, будет продаваться без защиты технологией DRM. Для тех, кто не хочет платить больше, Apple будет продавать принадлежащие EMI записи, защищенные DRM и в том же качестве, что и сейчас. «Наши исследования показали, что потребители согласны заплатить больше, если запись можно воспроизвести на любом проигрывателе», — заявил Николи.

Принадлежащие EMI записи, не имеющие защиты DRM, будут продаваться в iTunes по цене 1,29 долл., что дороже, чем нынешние 0,99 долл.

Если же приобретается альбом целиком, а не отдельные песни, то цена версии без DRM в улучшенном качестве будет такой же, как и версии, защищенной DRM. «Звукозаписывающая индустрия поощряет продажи альбомов, которые уменьшаются по мере распространения музыки в цифровом формате», — отметил Джобс.

Заплатив разницу в цене каждой записи, клиенты смогут перевести всю свою коллекцию в новый формат. Для коллекции из 1000 записей такая доплата составит примерно 300 долл. в США, 300 евро в Европе и 200 фунтов стерлингов в Великобритании.

В открытом письме, опубликованном в феврале на сайте Apple, Джобс призвал к прекращению использования технологии DRM. Письмо встретило смешанную реакцию крупных звукозаписывающих компаний. Глава Warner Music Эдгар Бронфман заявил, что идея выпускать записи без DRM «не имеет ни достоинств, ни здравого смысла».

EMI же восприняла заявление Джобса более благожелательно. «Мы всегда утверждали, что лучший способ борьбы с незаконным копированием — это дать законный способ приобретения записей — удобный и по хорошей цене», — отметил Николи.

По словам Джобса, заключенное соглашение выгодно всем.

«Клиенты выигрывают, поскольку получают лучшее качество записи и уверенность в том, что ее можно будет воспроизвести на различных проигрывателях и им не придется для этого записывать ее на компакт-диск. А звукозаписывающие компании получат чуть больше денег за более полезный товар», — заявил он.

Согласен с Джобсом и аналитик компании InStat Брайан Ванг. По его словам, потребители не всегда понимают смысл DRM и просто хотят, чтобы купленная запись воспроизводилась на всех их устройствах.

«Удаление DRM не обязательно приведет к увеличению масштабов пиратства, — считает Ванг. — Частота незаконного копирования записей среди потребителей падает по мере того, как они взрослеют и начинают работать, так что среди людей старше 20 лет это явление не так уж и распространено».