«Открытые системы»

За пару десятилетий из привилегированных мест встречи интеллектуалов виртуальные сообщества превратились в неотъемлемый компонент массовой культуры
Иногда онлайновое знакомство превращается в личное: Говард Рейнгольд в окружении своей «паствы» на прогулке

Когда на дорогах доминировали «москвичи» и «победы», а позже «волги» и «копейки», для их владельцев кузов на колесах был скорее средством для самовыражения, чем практической вещью. Эти времена остались в далеком прошлом. Точно так же сегодня, когда доступ к ресурсам Сети возможен практически из каждого дома и на каждом рабочем столе есть компьютер, в прошлом остались удивительные виртуальные сообщества, объединявшие небольшое количество энтузиастов, а сам термин virtual community растворился во множестве других.

Но осталась история, которая ведет свой отсчет с сообщества Usenet, созданного Джимом Эллисом и Томом Траскоттом, выпускниками университета Дюка. В 1979 году они познакомились с возможностями для обмена сообщениями, которые получили студенты тех университетов, которые были подключены к ARPAnet, и в пику им решили сделать нечто аналогичное, но гораздо проще, используя модемные подключения к телефонной сети.

Их замысел реализовал аспирант из университета Северной Каролины Стив Белоуин, написавший первую версию программы Netnews (иногда ее называют еще и A News, поскольку по правилам Usenet в новостях каждое сообщение начинается с буквы А). В программе использовался протокол UUCP (Unix to Unix CoPy), обеспечивающий обмен данными между двумя компьютерами. Впоследствии программа Netnews прошла несколько модернизаций, последняя была выполнена в 1984 году. Netnews стала распространяться свободно, быстро приобретя популярность в университетской среде, а позже вышла за ее границы.

В отличие от современных сетей Usenet не давала возможность работы в онлайновом режиме. Временно подключаясь, пользователи посылали свои заметки и получали уведомления о новых публикациях. Статьи, размещавшиеся пользователями в Usenet, организовывались в новостные группы, newsgroups; внутри себя группы имели собственную иерархию. В большинстве своем статьи были ответом на предшествующие сообщения. Специальный новостной агент выстраивал их в цепочку так, что можно было читать последовательно. Пользователями Usenet было ограниченное число энтузиастов. В наследство от них нам достались многие сетевые термины, среди которых FAQ («часто задаваемые вопросы») и не нуждающийся в переводе spam. В Usenet формировалось Internet-сообщество первого поколения, там Тим Бернерс-Ли анонсировал создание WWW, а Марк Андриссен объявил о создании первой версии браузера Mosaic. После 1995 года контент Usenet был преобразован в базу данных Deja News.

Среди первых в современном понимании виртуальных сообществ самый заметный след в истории оставило Whole Earth ?Lectronic Link, или WELL. Оно существует до сих пор, объединяя примерно 4 тыс. пользователей. Идею WELL выдвинули в 1985 году Стюарт Брэнд и Ларри Бриллиант. Название WELL было унаследовано от их известного ранее выполненного проекта Whole Earth Catalog. Появление WELL дало шанс для объединения людей по неформальным признакам. В WELL встретились основатель компании Lotus Software Митч Капор, Джон Гилмор, обладатель пятого номера в списке сотрудников Sun Microsystems, а также поэт и писатель Джон Пери Барлоу. Совместно они образовали сетевую правозащитную организацию Electronic Frontier Foundation. В нашей стране эта организация была больше известна деятельностью Эстер Дайсон, одного из ее активнейших участников. Эстер неоднократно приезжала в Россию в первой половине 90-х; тогда многие начинающие предприниматели глубоко ошибались, рассматривая ее в качестве бизнес-посредника, не понимая того, что ею двигал филантропический, а отнюдь не практический интерес.

Одним из ранних, но до сих пор весьма популярных сообществ компьютерных профессионалов было и остается Slashdot, место встречи технических умников, так называемых «нердов» (nerd). Оно было создано Робом Мэлдом и представляет собой несложную конструкцию, сочетающую в себе свойства, которые впоследствии были реализованы в самых современных атрибутах Web 2.0, блогах и вики. В Slashdot читатели имеют такую же возможность выкладывать свои материалы или найденные ими интересные материалы, но осуществляется все это под строгим контролем модераторов. Как информационный источник материалы Slashdot стали настолько авторитетными, что ссылка здесь на какой-нибудь сайт могла вызвать лавину обращений, перегрузив сервер, что было особенно опасно на начальных этапах развития Internet. Для обозначения этой коллизии даже изобрели специальный глагол to slashdot.

Сегодня существует бесчисленное множество сообществ — от глобальных проектов, таких как Wikipedia, до микроскопических, объединяющих буквально несколько человек. Они стали предметом исследования социологов, психологов и лингвистов. Самым авторитетным исследователем виртуальных сообществ признан Говард Рейнгольд. В 1993 году, опираясь на опыт восьмилетнего членства в WELL, он написал книгу, назвав ее Virtual Community. Так и родился этот популярный сегодня термин. С тех пор Говард написал еще несколько книг, последняя, Smart Mobs, посвящена мобильным виртуальным сообществам, «умным толпам», вооруженных беспроводными технологиями; у нас это явление чаще называют «флэшмоб». Сегодня Говард поддерживает очень интересное сообщество Brainstorm, объединяющее примерно 500‑700 человек, в основном это интеллектуалы из Кремниевой долины, но есть там люди и из других мест. Brainstorm состоит из нескольких десятков тематических конференций, охватывающих различные области — от технологий до отдыха и личных страниц. Внутри конференций участники могут открывать собственные рубрики для обсуждений. В основе сообщества лежит технология Caucus, открытая платформа для создания средств дистанционного обсуждения и дискуссий, удивительно удачная среда, прошедшая многолетнюю обкатку.

Так случилось, что я хорошо знаком с Говардом. Когда в 2000 году я впервые побывал в его удивительном жилище, расположенном в окрестностях Сан-Франциско, оно поразило меня больше, чем любые особняки. В зарослях кустарников расположено несколько легких — благо климат позволяет — бунгало, набитых суперсовременной техникой. Ее пользователями являются все члены семьи, включая мать Говарда, которой тогда было 93 года, с которой мы поговорили о Бобруйске, откуда ее вывезли ребенком. Сам хозяин, в прошлом один из лидеров движения хиппи, не менее колоритен, чем его дом. Единственная форма одежды, которую он признает, — гавайские шорты, рубаха да сабо на ногах. Поразил Говард и своим отношением к природе; во время одной из наших прогулок по окрестным горам он подобрал брошенный окурок и долго нес его до ближайшей урны.

Увы, личные встречи с большинством «виртуальных знакомых» часто оставляют впечатление, что двум мирам, реальному и виртуальному, лучше не пересекаться. Однако, выросшее незаметно для ветеранов «поколение Internet» не мыслит своего существования без Сети. Наблюдая за своей семнадцатилетней дочерью и ее друзьями с их блогами, «аськами», онлайновыми дневниками и разнообразными совместными проектами, я понимаю, что для них разделения на виртуальное и реальное общение не существует: в их сознании произошла полная конвергенция.


Роб Мэлд

(родился в 1976 году) окончил художественный колледж Хоупа в штате Мичиган. Известность ему принес созданный им Web-сайт Slashdot. Мэлд является автором ежемесячной колонки в журнале Computer Power User. Эта колонка носит название The Department of Stuff (что можно перевести как «отдел всякой ерунды»), все статьи носят однотипное название, например, adwords.txt или goodblog.txt. Популярность — с отрицательным знаком — ему принесла уничижительная характеристика, которую он дал только что представленному компанией Apple Computer устройству iPod: «Не беспроводной. У бродяги и то больше места в карманах. Все криво». Эту характеристику часто приводят в пример, когда хотят продемонстрировать пропасть, которая разделяет массового пользователя и «высо?колобого» любителя техники. Мэлд отличился также тем, что сделал предложение своей будущей жене через Slashdot. По собственному признанию Мэлда, у него множество интересов, хотя все они так или иначе связаны с компьютерами, гитарами, комиксами, фильмами, музыкой, мультфильмами, дизайном и аниме. Участие в таких проектах, как Slashdot, служит для Мэрда скорее источником развлечения.

Стюарт Брэнд

(родился в 1938 году) окончил Стэндфордский университет в 1960 году с дипломом биолога. Затем поступил на службу в армию, что, по его мнению, серьезно способствовало развитию организаторских способностей. В 1962 году он начал изучать дизайн в Художественном институте Сан-Франциско, а также фотографию в одном из колледжей штата. В эти же годы он участвовал в официальных экспериментах по изучению ЛСД в Менло Парке. В середине 60‑х, совместно с известным писателем Кеном Кизи занимался общественной деятельностью. В 1968 году, при помощи простейших инструментов верстки он создал первый номер The Whole Earth Catalog («Каталог всей земли»), который содержал сведения самого широкого диапазона — от карт до описаний садового инструментария, причем обзоры были написаны Брэндом в доверительной манере, как если бы это были письма другу. Каталог разошелся огромными тиражами и стимулировал своего рода движение возвращения к природе и сельскому хозяйству. В 1974 году Брэнд основал издание CoEvolution Quarterly, посвященное проблемам современной цивилизации. В 1985-м стал сооснователем сетевого сообщества, объединившего тех, кому небезразличны проблемы развития цивилизации и человека.

Эстер Дайсон

родилась в 1951 году в семье физика и математика, что не могло не отразиться на выборе ее жизненного пути. Она окончила Гарвард по специальности «Экономика» и поступила на работу в редакцию Forbes, где поначалу занималась проверкой публикуемой информации, а затем стала репортером. В 1977 году она была принята в штат «исследовательского подразделения» New Court Securities, затем — в Federal Express, после чего успела поработать еще в нескольких молодых компаниях. В 1983 году Дайсон приобрела компанию, в которой работала в тот период (Rosen Research), у своего работодателя, после чего переименовала ее в EDventure Holdings. В 2004 году она продала EDventure Holdings компании CNET Networks. Дайсон является активным членом многочисленных некоммерческих и консультативных организаций. С 1998-го по 2000 год была председателем ICANN. Она старалась быть вовлеченной в события, связанные с преобразованием стран Восточной Европы, последовавшим за демократическими изменениями в России и странах бывшего СССР, в частности, вместе с некоторыми другими авторитетными западными специалистами была советником президента Болгарии по ИТ.