SAP прокладывает себе дорогу на рынок малых и средних предприятий

Борис Вольпе: «Сегодня mySAP All-in-One используют около 30% российских SMB-клиентов компании. Остальные предпочли еще более доступное решение, созданное для малого бизнеса, SAP Business One»Несмотря на то что брэнд SAP для многих до сих пор ассоциируется с решениями для крупных клиентов, в самой компании так давно не считают. Более того: сегодня в нашей стране из почти 500 компаний-пользователей продуктов SAP свыше 200 относятся к категории малого и среднего бизнеса и эксплуатируют созданные для этого сектора рынка решения SAP Business One и mySAP All-in-One. Причем все эти проекты были реализованы менее чем за три с половиной года: бизнес SAP в России в сегменте SMB ведет свой отсчет с лета 2003 года, когда было внедрено первое решение mySAP All-in-One.

Эта система предназначена в большей степени для среднего, нежели для малого бизнеса, и представляет собой поставляемое «под ключ» решение с высоким уровнем отраслевой специфики и возможностью окончательной настройки для оптимальной работы в условиях конкретного предприятия. Как сообщил на круглом столе, посвященном работе компании в секторе SMB, исполнительный директор SAP СНГ Борис Вольпе, сегодня mySAP All-in-One используют около 30% российских SMB-клиентов компании. Остальные предпочли еще более доступное решение, созданное для малого бизнеса, SAP Business One. Эта система ориентирована на небольшие предприятия, которым нужны решения с меньшей степенью сложности и отраслевой специфики, удовлетворяющие основным требованиям учета и отчетности, логистики, автоматизированного сбыта и других сфер бизнеса.

При этом, как было заявлено, успех SMB-решений SAP в России — не исключение, а следствие глобального курса на малый и средний бизнес, принятого SAP в 2003 году. По словам Вольпе, в тот момент компания находилась на пике успеха в своей нише, а за такими взлетами, если не меняется стратегия, неизбежно следует спад. Чтобы предотвратить его, SAP повернулась к небольшим предприятиям, нуждающимся в качественных системах автоматизации бизнеса. Любопытно, что уже через год руководству SAP пришлось скорректировать планы по числу клиентов к 2010 году, увеличив их в полтора раза. Для России этот показатель сейчас составляет 3 тыс. компаний.

Вместе с тем в результате глобализации процессы консолидации крупных корпораций создают на мировом рынке SMB острую конкуренцию. Поэтому ИТ как конкурентное преимущество могут сыграть решающую роль для выживания и развития небольших компаний во всем мире.

ИТ как орудие борьбы

Для того чтобы лучше понять, какие именно информационные технологии нужнее всего SMB-клиентам, SAP совместно с The Economist Intelligence Unit провела в этом году опрос среди руководителей небольших компаний во всем мире. В исследовании приняло участие более 3,7 тыс. руководителей высшего ранга предприятий среднего сегмента рынка, работающих в более чем 20 различных отраслях.

Главный вывод, который был сделан по результатам опроса, — руководители растущих предприятий среднего бизнеса больше всего опасаются падения цен и конкуренции с более крупными соперниками. Основные же их преимущества перед последними — способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка и знание специфики локальных рынков.

Пытаясь сохранить эти преимущества, многие российские компании готовы активно использовать информационные технологии. Так, 51% отечественных респондентов отметили, что ИТ очень важны для развития бизнеса, 68% уверены, что от ИТ зависит получение преимуществ в конкурентной борьбе, для 76% компаний ИТ тесно связаны с реализацией стратегии, а для 40% — необходимы для сохранения гибкости в условиях роста. Кроме того, большинство российских компаний среднего бизнеса стремятся привести стратегию ИТ в соответствие со своей бизнес-стратегией, однако только у 50% ключевую роль в принятии ИТ-решений играет бизнес-руководитель. В этом заключается одно из главных отличий отечественных средних компаний от зарубежных, где такие решения в большинстве случаев принимаются непосредственно бизнес-руководством предприятия.

Основным же катализатором инвестиций в ИТ, согласно опросу, для 48% российских компаний станет необходимость сохранять конкурентоспособность перед крупными компаниями, для 36% — непригодность либо устаревание существующих ИТ-систем, для 34% — обеспокоенность по поводу информационной безопасности и для такого же количества — необходимость поддерживать конкурентоспособность на мировых рынках.

Что же касается факторов, которые будут сдерживать развитие ИТ в течение ближайших трех лет, то для подавляющего большинства отечественных компаний (58%) это цена ИТ-систем и их внедрения. Остальные ограничения важны для значительно меньшего количества респондентов: так, техническое несовершенство ИТ-решений заботит только 33% опрошенных, еще 31% считает более важным решение других бизнес-задач, недостаток технических навыков сотрудников является преградой для такого же процента предприятий.

Комментируя эти результаты, Вольпе отметил, что снизить влияние ценового фактора при внедрении систем SAP должна позволить специальная кредитная программа, проводимая совместно с Московским Международным Банком. Этот банк является российским банком-агентом Siemens Financial Services — глобального партнера SAP — и предлагает заказчикам SAP упрощенный процесс приобретения и внедрения системы в кредит. При этом объектом кредитования являются как сами лицензии, так и оплата проекта внедрения, обучения персонала и технического сопровождения во время проекта.