Служба новостей IDG, Бостон

Автор термина Business Intelligence о перспективах аналитического? ПО

По мнению Ховарда Дреснера, который по праву может называться отцом систем бизнес-анализа (Business Intelligence, BI), программные инструменты данной категории постоянно совершенствуются, превращаясь постепенно в средства управления показателями бизнеса (Business Performance Management, BPM), представляющие собой сочетание инструментов планирования, бюджетирования, построения отчетов и бенчмаркинга. Сегодня основные препятствия, мешающие окончательному растворению BI в BPM, находятся скорее в культурной плоскости.

Ховард Дреснер: «Повсеместное распространение средств бизнес-анализа связано с рисками в области информационной безопасности, а также с потерей возможности представлять информацию в наилучшем свете»

Дреснер предложил термин Business Intelligence в 1989 году, будучи сотрудником аналитической компании Gartner. В те годы язык специалистов в области программного обеспечения изобиловал различного рода аббревиатурами наподобие DSS (Decision Support System — «система поддержки принятия решений») и EIS (Executive Information System — «управленческая информационная система»). Дреснер же искал термин, который по возможности точно описывал бы процедуры преобразования накапливаемых предприятием данных в полезную для бизнеса информацию и предоставление доступа к этим процедурам широкому кругу конечных пользователей, а также привлек бы внимание специалистов к обсуждению данного вопроса.

В 2005 году он покинул Gartner и занял пост директора компании Hyperion по вопросам стратегического развития. В настоящее время производители, специализирующиеся на разработке программных средств бизнес-анализа (в том числе и Hyperion), испытывают все более серьезное давление со стороны крупнейших игроков рынка программного обеспечения (в частности, Microsoft и Oracle), которые начинают активно осваивать их территорию.

Дреснер ответил на вопросы корреспондента Службы новостей IDG.

Отличается ли сегодняшнее понимание BI от того понятия, которое вы вкладывали в этот термин изначально?

Да, некоторые коррективы внесены. Изначальная цель заключалась в выработке способов доставки полезной для бизнеса информации конечным пользователям. Поначалу же некоторые пытались трактовать этот термин даже шире, чем некая количественная информация, включающая в том числе и неструктурированный контент. Но постепенно стало ясно, что для продуктивного решения поставленной задачи следует сконцентрироваться на структурированной информации.

Многие вещи, обсуждавшиеся нами в 1989 году, на поверку были совершенно неуместны. Тема же постепенно расширялась и углублялась. В 1989 году лишь избранная группа разработчиков программных продуктов понимала, о чем шла речь, и пыталась добиться конкретных результатов. На протяжении ряда лет все это напоминало мне одинокий глас в пустыне. Некоторые заявляли даже, что сам термин Business Intelligence представляет собой оксюморон.

Помогло ли совершенствование информационных технологий подготовить почву для популяризации концепции BI?

Может, да, а может, и нет. Главным был вопрос, что делать с тем, что можно извлечь из всего этого. Легко заметить, что значительная часть систем бизнес-анализа представляет собой программные продукты, которые простаивают на полках. Они даже могут быть установлены на компьютеры, но люди не прибегают к их услугам. Со своей стороны мы просто предоставили им средство формирования запросов и хранилища данных. Возможно, этого оказалось недостаточно. Но мы полагали, что после того, как пользователи получат инструмент для составления запросов и хранилище данных, жить им в чем-то станет легче.

Следующий вопрос заключался в том, как вовлечь людей в этот процесс? Если система бизнес-анализа предоставляет решающие преимущества, значит, с ее помощью можно сделать качественный скачок вперед. Скажем, вам стало известно о резком ценовом всплеске на определенную продукцию. Теперь нужно выяснить, почему такое произошло? Что это — ошибка или тенденция? Вместо того чтобы теряться в догадках, воспользуйтесь средством построения запросов. Надеюсь, вы сумеете оценить его эффективность. Мы ищем способы предоставления каждому клиенту полезной для него информации.

Управление показателями бизнеса строится на основе бизнес-анализа, но выходит за рамки данной области. Здесь нужно продумать вопросы, связанные с планированием и ведением текущих операций. Необходимо разработать план, позволяющий выяснить: хороша информация или плоха, чьей интуиции лучше довериться? Управление эффективностью бизнеса — следующий большой шаг. Это то, во что могут превратиться системы категории BI по мере своего развития. Здесь существенную роль играет качество данных, а также качество планирования операций. Если все сделано правильно, нужно доверять цифрам.

Что препятствует распространению подобных ре?шений?

Как правило, это не технологические, а культурные и организационные причины. С технической точки зрения мы прошли долгий путь, и технологии во многом нам помогли. Информационные объекты становятся гораздо более сложными и интеллектуальными.

Даже если бы нам удалось перенестись на пять лет вперед и получить программные продукты, которые будут созданы к этому времени, темпы распространения средств бизнес-анализа вряд ли заметно выросли бы. Нужно преодолеть стереотипы культурного свойства, когда «каждый знает, как мне поступить». Повсеместное распространение средств бизнес-анализа связано с рисками в области информационной безопасности, а также с потерей возможности представлять информацию в наилучшем свете.

После появления системы BI люди могут столкнуться со скрытыми до недавнего времени вопросами. Секретов больше нет. Сотрудники, обладающие соответствующими полномочиями, получают доступ ко всему, что им нужно. Служащие разбиваются на три группы. В первой находятся энтузиасты бизнес-анализа, полностью погрузившиеся в новые технологии. Во второй — те, кто продолжает по инерции использовать старые методы. И наконец, третья небольшая группа объединяет людей, которые из эгоистических побуждений действуют вопреки целям, стоящим перед организацией.

Как складывается продвижение BI-решений в различных отраслях? В каких географических регионах они получили наибольшее распространение?

Прежде всего, хотелось бы отметить финансовую отрасль, здесь у людей просто не остается выбора. На протяжении многих лет новые информационные технологии пользовались большой популярностью у производителей фасованных товаров. Примерно 35% пользователей средств бизнес-анализа сосредоточено в финансовой отрасли, сфере производства фасованных товаров, розничной торговле и в госсекторе. Все понимают, что это очень важно. Можно было бы назвать представителей сферы здравоохранения и образования, но здесь у ИТ-служб весьма ограниченный бюджет.

Как будут развиваться системы BI?

Клиенты хотят приобрести портфель некой функциональности, которая должна меняться в соответствии с изменением их потребностей. Немаловажную роль здесь играет сервис-ориентированная архитектура и Web-сервисы. К примеру, прежде чем предоставить кому-нибудь кредит, сотруднику банка хотелось бы ознакомиться с его кредитной историей. Это означает, что речь идет об управлении определенным бизнес-процессом и интеграции средств бизнес-анализа в контекст этого процесса. Мы поддерживаем управление процессом с помощью надлежащих технологий. Прежде же мы попросту проводили анализ в изолированной среде.

Направление BI будет развиваться. Мы видим, что ситуация на рынке меняется, и все чаще слышим упоминания об управлении эффективностью бизнеса и о системах BPM, в основе которых лежат именно средства бизнес-анализа.