К концу текущего года? от «1С» ожидается? ряд анонсов

Как правило, «1С» не только ставит перед своими партнерами задачи, но и участвует в их решении. В программу очередного квартального семинара «1С» вошли секции как по деловому программному обеспечению, так и по франчайзинговому бизнесу, где рассматривались вопросы построения технологии работ фирм-франчайзи, организации продаж и работы с кадрами. Ожидается, что вскоре в распоряжении франчайзи появятся соответствующие программные инструменты: участникам семинара была представлена ознакомительная версия решения «1С:Управление фирмой-франчайзи», разработанного компанией «Арбис» из Архангельска. Появление рабочей версии намечено на январь 2007 года. Для более крупных «дочек» и дистрибьюторов будет предложено решение от «1С:Рарус». Кроме того, в «1С» намерены рекомендовать партнерам другие специализированные решения: для управления квалификацией персонала, а также циклом разработки и внедрения программного обеспечения.

ERP от «1С»

Доля наиболее развитой, восьмой версии в продажах «1С:Предприятия» увеличилась по сравнению с 2005 годом с 26 до 40%, а число франчайзи, которые ее продают, выросло с 759 до 1909. Теперь в «1С» не возражают против позиционирования своего решения как ERP-системы, а директор «1С» Борис Нуралиев заявляет, что компания готовится к конкуренции международного уровня.

Судя по отчетам аналитиков, этот уровень уже достигнут. По данным IDC, в 2005 году доля решений «1С» на платформе «1С:Предприятие 8.0» на рынке интегрированных систем управления предприятиями выросла более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом — с 4,6 до 9,7%. Таким образом, «1С», занимавшая в 2004 году пятую позицию среди лидеров этого рынка, в 2005-м вошла в тройку наряду с SAP и Oracle, обойдя Microsoft.

По данным IDC, в 2005 году доля решений «1С» на платформе «1С:Предприятие 8.0» на рынке интегрированных систем управления предприятиями выросла более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом. Важную роль в этом играет «поставленный на поток» выпуск специализированных и отраслевых решений совместно с партнерами. В длинном перечне таких решений, увидевших свет в этом году, — «1С:Предприятие 8.0. CRM ПРОФ», а также «1С:Предприятие 8.0. Полиграфия»

Важную роль в этом играет «поставленный на поток» выпуск специализированных и отраслевых решений совместно с партнерами. В длинном перечне таких решений, увидевших свет в этом году, — «1С:Предприятие 8.0. CRM ПРОФ» для автоматизации процессов отношений с клиентами, выпущенное совместно с «1С:Рарус», а также «1С:Предприятие 8.0. Полиграфия», разработанное компаниями «1С» и «Армекс» для автоматизации предприятий, занимающихся производством и продажей полиграфической продукции. По словам Нуралиева, после появления этого решения продажи в полиграфической отрасли выросли вдвое. На сертификацию «1С:Совместимо!» за девять месяцев 2006 года было представлено 73 решения для платформы 8.0 и 64 — для версии 7.7.

В августе вышла редакция 1.2 «1C: Управление производственным предприятием 8.0» (УПП).

«Теперь новые версии будут выпускаться чаще», — пообещал Нуралиев, поскольку, в отличие от более консервативного контингента пользователей-бухгалтеров, менеджеры, которым адресовано УПП, более заинтересованы в постоянном развитии продукта.

«Потенциал ?1С? для завоевания российского рынка средних предприятий лучше, чем у существующих западных продуктов», — считает Евгений Стольберг, директор по корпоративному управлению компании «СовПлим», специализирующейся на вентиляционном оборудовании. По его словам, хотя данное программное решение заслуживает конструктивной критики, с его помощью удалось создать фундамент системы управления этим предприятием, выиграв при этом по стоимости.

На сегодняшний день проданы лицензии УПП более чем на 50 тыс. рабочих мест; решение используется такими предприятиями, как «Амурметалл», «Владивостокский морской рыбный порт», «Карачаровский механический завод» и «ЮниМилк».

«1С» не делает тайны из статистики удельных расходов заказчиков на внедрение УПП. В проекте на десять рабочих мест затраты в расчете на одно место составят около 1,5 тыс. долл. (6 тыс. долл. придется на программный продукт и в среднем в 9 тыс. долл. обойдутся услуги партнера по внедрению). С увеличением масштаба проекта до 100-120 рабочих мест средняя стоимость одного АРМа снизится до 954 долл. Но если стоимость программного обеспечения остается относительно стабильной, то стоимость услуг по внедрению постоянно растет, в том числе и в связи с дефицитом специалистов. За последний год она выросла примерно на 45%.

Учись, студент

На 2006 год в «1С» ставили перед собой задачу занять восьмой версией значительную долю рынка массовых учетных программ, где по большей части царят ее же собственные продукты предыдущих версий. Дабы облегчить выполнение этой задачи, была выпущена линейка учебных и «коробочных» версий.

К началу учебного года компания выпустила два новых продукта: «1С:Бухгалтерия 8.0. Учебная версия» и «1С:Предприятие 8.0. Версия для обучения программированию», рекомендованные розничные цены для которых составляют 270 и 540 рублей соответственно. Предполагается, что учебная версия бухгалтерской программы не только будет полезна преподавателям и студентам, но и послужит инструментом продвижения, помогая бухгалтерам и предпринимателям сделать первый шаг к освоению программного обеспечения. А версия для обучения программированию будет также востребована ИТ-специалистами для постижения приемов конфигурирования — создания и изменения структуры метаданных, написания программных модулей, разработки диалогов и интерфейсов, администрирования приложений. Форматы информационных баз конфигураций учебной и коммерческой версий не отличаются, позволяя в учебном продукте вести разработку конфигураций, которые можно затем воспроизвести на коммерческих сетевых версиях. При этом учебные версии имеют пониженное быстродействие; ограничения по количеству данных и записей в документах, справочниках и планах счетов, а печать и сохранение табличных документов поддерживаются только в режиме конфигуратора.

В массы

Впрочем, массовый переход с доминирующей на рынке «1С:Бухгалтерии 7.7» и более ранних версий на «1С:Бухгалтерию 8.0» начался еще до появления учебных версий. Доля «восьмерки» в выручке от бухгалтерского софта выросла по сравнению с 2005 годом с 15,5 до 38,7%. По данным опроса пользователей, проведенного «1С», 15% из них перешли на «1С: Бухгалтерию 8.0» с программ других производителей либо вообще не вели ранее компьютерный учет.

Весной «1С» заказала опросы пользователей пяти аналитическим агентствам: КОМКОН, «РОМИР Мониторинг», TNS Gallup, ВЦИОМ и «Башкиров и партнеры». Их результаты не сильно различаются. По данным КОМКОНа, пользователи «1С:Бухгалтерии 8.0» оценивают своевременность отражения изменений законодательства и обновления отчетности в среднем на 4 балла по пятибалльной шкале; функциональность программы — на 4,1; удобство — на 4,5, а уровень доверия к результатам работы программы составляет 4,6 балла. Согласно данным TNS Gallup, 87% пользователей готовы рекомендовать эту систему своим коллегам.

До середины текущего года модель распространения бухгалтерского ПО была такой же, как для «тяжелых» решений, но летом на свет появилась «коробочная» версия с возможностью закачки ключей через Internet. «1С:Бухгалтерия 8.0. Базовая версия» продается как через франчайзи, так и через розничные и Internet-магазины по 90 долл. для конечного пользователя. Она адресована небольшим организациям, где с программой работает один бухгалтер, и индивидуальным предпринимателям, не предназначена для работы в сети и внесения изменений в типовую конфигурацию. К выпуску базовой версии «1С» подготовила новую методику переноса данных из «семерки» и конфигурации «Упрощенная система налогообложения 7.7». Переносить данные в «восьмерку» теперь можно по окончании месяца, при этом новая методика обеспечивает как перенос остатков по счетам на начало отчетного периода, так и обороты за истекший период, а также информацию об основных средствах и нематериальных активах.

В ближайшем будущем

Летом партнеры получили возможность ознакомиться с бета-версией платформы «1С: Предприятие 8.1», в которой реализован кластер серверов, способный предоставлять несколько рабочих процессов для обслуживания клиентских соединений, работая как в среде Windows, так и в Linux. Платформа 8.1 поддерживает работу с модифицированной версией СУБД PostgreSQL, дистрибутив которой входит в комплект поставки. В ней заложен новый механизм компоновки данных, основанный на декларативном описании, поэтому отчет в конфигурации может быть создан без написания кода на встроенном языке и разработки форм. Кроме того, в ней реализован механизм предоставления Web-сервисов и полнотекстовый поиск в базе данных. Ожидается, что финальная версия платформы 8.1 выйдет в конце ноября. Переход на нее пользователей «1С:Предприятия 8.0» планируется проводить без дополнительной оплаты лицензий. Ранее выпущенные конфигурации могут переноситься на новую версию «как есть», но, чтобы задействовать новые возможности платформы, может потребоваться их переработка.

Также готовится к выпуску новое решение «1С:Консолидация» для подготовки и анализа корпоративной финансовой отчетности групп компаний (холдингов, филиалов). Бета-версия «1С:Консолидация 8.0» содержит шаблон процесса обработки корпоративной отчетности для формирования консолидированной отчетности по правилам, предусмотренным Федеральной службой по финансовым рынкам. В финальной версии, появление которой запланировано на декабрь, разработчики обещают расширить функциональность и методическое наполнение продукта. 


Лучшие по версии ЦКР

В начале октября в Москве состоялся семинар «Лучшие проекты на платформе «1С: Предприятие 8.0», организатором которого стал Центр корпоративных и отраслевых решений.

Среди таковых числится, например, полугодовой проект внедрения «1C: Бухгалтерии» в объеме бухгалтерского и налогового учета головной организации нефтехимического холдинга «ЛУКОЙЛ-Нефтехим». Проектная группа состояла из 15 человек, система была рассчитана на 210 конечных пользователей при среднем числе одновременно активных пользователей — 50 человек. В системе использовался нетиповой план счетов с пятью аналитиками, она была настроена под расширенное ведение условий договоров, с возможностями импорта плановых и фактических данных с заводов по движению материальных потоков, автоформирования бухгалтерских проводок на основе импортированных данных, расчета себестоимости продукции многопередельного производства. В результате внедрения была достигнута целостность информации на оперативном, бухгалтерском и налоговом учетах, были исключены дублирующиеся функции ввода и анализа информации, обеспечен многоуровневый контроль за поставляемой информацией и сокращен срок представления внутренней отчетности.

Что же касается ошибок и трудностей, то на семинаре были рассмотрены несколько проектов, которые дали будущим внедренцам достаточно материала для размышлений. Так, в «Пятой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии» отсутствие обследования структурных подразделений и постановки задачи в целом, а также недоработка методик учета потребовали «лоскутных доработок» проекта. На примере других предприятий выяснилось, что несогласованные действия служб заказчика могут привести к затягиванию согласования техпроекта, а нескоординированные шаги на этапе ввода новой учетной политики могут затянуть этап внедрения, в результате общие потери времени могут составить несколько месяцев. Отсутствие методик и регламентов, нечеткая формализация требований к нормативно-справочной информации и данным учета в свою очередь ведут к затягиванию этапов импорта этой информации и доработок конфигурации. Банальная «текучка» кадров логично приводит к задержкам на этапе обучения сотрудников.

Таким образом, в очередной раз подтверждается старый вывод о том, что комплексная автоматизация «сама собой» проходить не будет. Вдумчивое и ответственное участие руководства заказчика в проекте автоматизации остается непременным условием успеха.

Константин Ветлугин, Computerworld Россия