Служба новостей IDG, Сингапур

Китайские компании Huawei Technologies и ZTE получили всемирную известность благодаря успешному выходу на международный рынок: низкие цены позволили им не только потеснить конкурентов — транснациональные корпорации, но и изменить всю структуру рынка телекоммуникационного оборудования. Однако сегодня ZTE рискует отстать от своего «земляка», более интенсивно проникающего на развитые зарубежные рынки.

«Успехи ZTE на международных рынках не столь впечатляющи, как у Huawei», — говорится в недавнем отчете компании Norson Telecom Consulting, которая базируется в Пекине и специализируется на анализе рынков. По мнению аналитиков Norson, в краткосрочной перспективе ZTE будет отставать от Huawei: сегодня последняя почти вдвое крупнее — ее прибыли в первой половине 2006 составили 5,1 млрд. долл. против 2 млрд. долл. у ZTE за тот же период.

Основным источником роста для обеих компаний в последние годы был экспорт. Но в то время как доля экспортных продаж в прибылях Huawei росла, достигнув в первом полугодии 2006 года 63%, аналогичный показатель ZTE сократился с 50 до 45%. Вместе с тем, перспективы ZTE на второе полугодие выглядят лучше, сообщает Norson. По ее прогнозам, доля экспортных продаж в прибылях компании составит 60%.

Главным зарубежным рынком? сбыта для обеих компаний являются развивающиеся страны Восточной Европы, Азии и Африки, но Huawei сумела завоевать клиентов также в развитых странах Европы и Северной Америки. Ее продажи в этих двух регионах за первое полугодие 2006 года составили 9% всей выручки от экспортных продаж компании. «В то же время ZTE не добилась существенных успехов в прорыве на развитые рынки», — отмечают в Norson. Продажи в Европе за первое полугодие 2006 года составили только 5% выручки от экспортных продаж компании. Естественно, руководители ZTE хотят увеличить эти показатели. В обращении к акционерам, сопровождавшем годовой отчет за 2005 год, глава компании Хоу Вэйгуй пишет: «Укрепляя свое положение на развивающихся рынках, компания в то же время будет стремиться к выходу в развитые страны и рынки сбыта для телекоммуникационных компаний международного уровня».

Но достичь этой цели будет непросто: по мнению аналитиков Norson, как правило, западные телекоммуникационные операторы привлекали ZTE к обсуждению контрактов лишь для того, чтобы сбить цены у своих традиционных поставщиков. Чтобы успешно соревноваться за такие контракты с транснациональными корпорациями, ZTE придется вкладывать средства в усовершенствование послепродажного обслуживания и маркетинга. А это неизбежно приведет к снижению ее преимущества в ценовой области.