Глава Росинформтехнологий отчитался о проделанной работе
Владимир Матюхин: «Создаваемый корневой удостоверяющий центр, как и национальное хранилище данных, будет условно-распределенным»

Руководитель Федерального агентства по информационным технологиям РФ Владимир Матюхин встретился с руководителями ведущих отечественных ИТ-компаний. Эта встреча стала уже третьей за время существования ведомства (образованного почти год назад, 20 мая 2004 года) и, по словам Матюхина, имела цель донести информацию о его работе до представителей бизнеса, а о проблемах бизнеса — до Росинформтехнологий.

Главными темами выступления Матюхина стало положение дел в области организации электронных торгов в частности и реализации задач «Электронной России» в целом. Одним из важных достижений своего ведомства в данном направлении Матюхин назвал создание экспертного совета, призванного оценивать проекты в сфере ИТ на предмет их полезности, актуальности, стоимости и т. д. В совет, председателем которого стал сам Матюхин, вошли ведущие специалисты РАН, чья деятельность так или иначе связана с ИТ.

«Рассмотрение поступивших предложений по проектам на 2005 год, заказчиком которых являются Росинформтехнологии, показало, что они слабо ориентированы на решение задач ?Электронной России? и представляют разрозненный набор отдельных проектов, не связанных общими принципами», — заявил Матюхин. По его словам, большинство из них не имеют должного обоснования, в их постановке отсутствует программно-целевой подход, нет анализа результатов выполненных ранее работ, данных мониторинга и прогнозирования.

Центральной же задачей «Электронной России» глава Росинформтехнологий назвал создание электронного правительства, необходимым условием которого является придание электронным документам статуса юридически значимых. Для этого, в свою очередь, необходимо создание сети удостоверяющих центров, в основе которой будет лежать федеральный (корневой) центр. Работа в этом направлении, по словам Матюхина, продвигается довольно успешно: презентация федерального удостоверяющего центра должна состояться в начале июня.

Национальное хранилище данных

Еще одним, не менее важным шагом на пути к созданию электронного правительства, по словам Матюхина, является построение единого национального распределенного хранилища данных, которое будет доступно всем ведомствам и объединит их информационные ресурсы.

В числе требований к такому хранилищу им были названы: принцип однократного ввода и многократного использования информации в соответствии с установленными полномочиями доступа; инвариантность системы к изменениям в структуре органов госуправления, обеспечивающая сохранность информационных ресурсов в ходе административных реформ; юридическая значимость информации с обеспечением ее авторства, целостности и подлинности, а также авторизация пользователей, позволяющая исключить анонимные запросы.

Архитектурно оно должно представлять собой сеть распределенных по регионам хранилищ, соединенных скоростными линиями связи. Оно будет включать центры сбора и обработки данных, защищенную среду электронного взаимодействия, стандартные сервисы для работы с данными, специализированные прикладные системы. Кроме того, хранилище должно иметь эффективные отечественные средства защиты информации и разграничения доступа к ней, а также связь с имеющимися ситуационными центрами, информационно-аналитическими центрами и информационными ресурсами министерств и ведомств, региональными и муниципальными информационными сетями.

Для того чтобы информация в региональных хранилищах была «юридически значимой», они должно иметь унифицированные технологии ЭЦП.

Так, на текущий год запланировано создание пилотной зоны ИНИС — хранилища на базе двух кластеров с возможным объединением с другими, уже существующими кластерами. Для этого планируется разработать основные положения концепции создания и функционирования хранилищ, архитектуру, состав и технические требования к средствам интеллектуального анализа и обработки больших объемов слабоструктурированной информации, структуру и состав информационного наполнения. Также необходимо разработать проект нормативных правовых, технических и методологических документов для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, выработать основные принципы построения системы информационной безопасности хранилища, провести исследования и выбор программных и аппаратных средств и т. д.

Итогом всех этих работ должен стать демонстрационный макет и технико-экономическое обоснование на создание ИНИС на базе распределенного хранилища информационных ресурсов.

Чего хочет бизнес

Одной из тем, поднятых присутствующими на встрече с руководителями ИТ-компаний стала проблема аутсорсинга обеспечения информационными услугами госучреждений. По словам Матюхина, сейчас этот вопрос является одним из приоритетных направлений работы Росинформтехнологий, поскольку государственные учреждения не могут содержать в своем штате достаточное количество квалифицированных ИТ-специалистов.

Основным же препятствием на пути решения данной проблемы глава Росинформтехнологий считает отсутствие некой промежуточной структуры, которой «доверяет государство и, которая будет отвечать за работу, выполняемую компаниями».

«Создание общенациональной информационной системы потребует значительной концентрации бюджетных и внебюджетных средств и позволит развернуть крупнейший проект с учетом интересов не только федеральных ведомств, региональных и муниципальных образований, но и остальных субъектов экономической деятельности», — заявил Матюхин.


«Что будет востребовано, то и будет делаться»

По окончании официальной части встречи Владимир Матюхин поделился некоторыми конкретными планами на год.

Где территориально будет располагаться корневой удостоверяющий центр?

Размещение корневого центра только в Москве не совсем удобно для многих регионов. Поэтому этот центр будет условно-распределенным: с головным офисом в столице и с представительствами в федеральных округах. Все это станет единой структурой; клиенты в регионах не должны ощущать, что попали в филиал. Уже готовы решения для Северо-Западного и Южного округа, а в перспективе корневой удостоверяющий центр будет представлен в каждом федеральном округе.

Какие мероприятия Росинформтехнологий в отношении удостоверяющих центров запланированы на текущий год?

В этом году планируется решить организационные вопросы с местными органами власти: выделение помещений, персонала и т. п. Все это, как и эксплуатация центров, требует средств. В перспективе же удостоверяющие центры предполагается перевести на самоокупаемость.

Что станет следующим шагом ведомства в направлении придания ЭЦП юридической значимости после того, как система удостоверяющих центров заработает?

Что будет востребовано, то и будет делаться. В Росинформтехнологиях намерены собирать информацию, выявлять трудности и проблемы, работать над их решением с организационной точки зрения. А также контролировать эффективность предоставления соответствующих услуг.

Будут ли применяться при создании национального хранилища данных grid-технологии?

Да. Grid-технологии рассматриваются Росинформтехнологиями как объединение систем обработки данных, а не распределенных вычислительных ресурсов. Мы планируем разработать общую методологию использования хранилищ, чтобы на всех уровнях создавались и использовались решения, работающие на единых принципах. Это особенно актуально для муниципальных органов власти, у которых нет средств для создания собственных полноценных решений.