Первые решения, реализующие концепцию «цифрового дома», могут появиться в России уже в конце года
Андрей Матвеев: «У Intel нет лю?бим?чиков. Мы поддерживаем всех»

Развитие ИТ-индустрии зиждется на идеях-«локомотивах», которые время от времени сменяют друг друга. Наличие такой идеи, «тянущей» всю отрасль, важно как в корпоративном, так и в потребительском секторе. И следующим коньком, на котором поедут в будущее лидеры индустрии, похоже, станет идея «цифрового дома».

Из всех участников ИТ-рынка, продвигающих эту идею, наибольшую активность проявляет корпорация Intel. Согласно концепции «цифрового дома», пользователи получат возможность воспроизводить цифровые мультимедийные материалы на любом устройстве в любом уголке своего жилища. С пользовательской точки зрения концепция реализуется достаточно просто. Для того чтобы телевизоры и стереосистемы смогли стать частью «цифрового дома», к ним с помощью стандартных аудио- или видеокабелей предлагается подключать цифровые мультимедийные адаптеры. Это новая категория периферийных устройств, которые в будущем должны получить широкое распространение. Адаптеры будут выполнять функцию беспроводного моста между компьютером и устройствами, на которых воспроизводится цифровой контент. При этом управление воспроизведением будет осуществляться через пульт дистанционного управления адаптера.

Для развития технологий, позволяющих реализовать идею «цифрового дома», корпорация выделила сумму в 200 млн. долл. в специальный фонд — Digital Home Fund, действующий под управлением Intel Capital. Через него в Intel намерены вкладывать деньги в компании, занимающиеся технологическими разработками в соответствующем направлении. Нынешней весной объявлено о первых венчурных инвестициях в ряд «стартапов», разрабатывающих технологии соединения бытовой электроники, беспроводные решения на основе технологии Ultra-Wideband, технологии защиты распространяемого контента.

Идеи «цифрового дома» взяты на вооружение мировыми производителями. В июне прошлого года 17 крупных компаний (Fujitsu, Gateway, HP, IBM, Intel, Kenwood, Lenovo, Microsoft, NEC, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp, Sony, STMicroelectronics и Thomson) организовали рабочую группу Digital Home Working Group. Цель ее создания — выработать единые стандарты взаимодействия разных категорий устройств — ПК, телевизоров, периферийных устройств, стереосистем, мобильных телефонов и т. д.

Спустя год рабочая группа была преобразована в официальный отраслевой альянс Digital Living Network Alliance (DLNA), куда входят уже более 140 компаний. Но самое главное, что за этот год альянс успел разработать первую версию рекомендаций. Они определяют два основных типа устройств, взаимодействующих по классической клиент-серверной схеме: медиасервер и устройство рендеринга (клиент), а также определяют допустимые форматы изображений, аудио- и видеофайлов. Рекомендации предписывают производителям устройств осуществлять взаимодействие на основе протоколов IP, HTTP, UPnP и Wi-Fi. Ожидается, что первые устройства, построенные в соответствии с рекомендациями, появятся к концу текущего года.

Российская специфика

Пока ничего более конвергентного, чем ПК со встроенным TV-тюнером производства компании Depo, на нашем рынке не обнаружилось

На отечественном компьютерном рынке Intel также стремится продвигать идеи «цифрового дома», в основном — через проходящие по всей стране собственные маркетинговые акции. А с сентября корпорация начала продвижение новой концепции и через местных сборщиков ПК. Партнеры, с которыми она запускает совместные программы, должны выпускать конвергентные продукты, максимально приближенные к идеям «цифрового дома». При этом продукт должен быть реально работающим, нацеленным на массовую аудиторию, и сам производитель должен прикладывать активные шаги по его продвижению. Поддержка Intel будет заключаться в технических консультациях, помощи в маркетинге, тренингах для продавцов.

Пока ничего более конвергентного, чем ПК со встроенным TV-тюнером производства компании Depo, на нашем рынке не обнаружилось. Поэтому и Intel запустила совместную программу именно с этим производителем. Depo действительно прикладывает значительные усилия по продвижению своего продукта — планирует разместить большой объем наружной рекламы, рекламу на радио, а в течение сентября комплектовать компьютер ТВ-тюнером и вовсе бесплатно. Маркетинговые усилия оценены в более чем 1 млн. долл. За сентябрь компания планирует добиться резкого увеличения продаж своих ПК для дома. План на месяц составляет 12 тыс. компьютеров Depo Ego, при том что с марта (момент выхода на домашний рынок) по конец августа компания продала около 15 тыс. таких устройств.

Заявленные объемы под стать масштабам Intel, однако продукт — без сомнения, добротно сделанный мультимедийный компьютер — далек от того, что понимают под словосочетанием «цифровой дом». По всей видимости, в Depo это осознают, а потому назвали совместную программу «На пути к ?цифровому дому?». А руководитель отдела Intel по маркетингу розничного рынка в странах СНГ Андрей Матвеев заявил, что «не стоит воспринимать эту программу как отчет о проделанной работе», подразумевая, что корпорация и сама делает лишь первые шаги по поддержке местных производителей.

По словам Матвеева, что в дальнейшем Intel сконцентрирует свою поддержку на более технологичных продуктах. При этом он намекнул, что работа ведется и с другими компаниями. Матвеев полагает, что к концу года на российском рынке может наконец появиться решение, которое по-настоящему реализует концепцию «цифрового дома». Вероятно, речь идет о появлении ПК, оснащенных беспроводным интерфейсом, которые будут подключаться к цифровым мультимедийным адаптерам, произведенным уже с учетом спецификаций DLNA.

Стоит отметить, что вялость местных производителей в деле выпуска нестандартных компьютеров (например, в виде приставки к телевизору с операционной системой Windows XP Media Center) или конвергентных продуктов (скажем, barebone-систем с возможностью автономного прослушивания радио и компакт-дисков) скорее всего, объясняется тем, что местный рынок еще не насыщен даже обыкновенными домашними компьютерами.

И если Depo пытается добавлять в ПК дополнительные функции, вроде просмотра ТВ, ставя эти устройства под флаг «цифрового дома», то, например, другой крупный производитель, компания «Формоза», с выпуском «расширенных» ПК не спешит.

Вице-президент «Формозы» Виктор Шаров полагает, что затея со строительством «цифрового дома» преждевременна и что «пройдет много времени, прежде чем идея интеграции универсального компьютера и бытовой техники найдет применение в России».

К конвергентным продуктам в «Формозе» относятся скептически, поскольку, по словам Шарова, «для того, чтобы смотреть телевизор и слушать музыку, логичнее и проще использовать обычную аудио- и видеотехнику, к тому же это заметно дешевле». Вдобавок, считает он, аналоговое вещание не позволяет насладиться качественной ТВ-картинкой из-за технических проблем при обработке сигнала ТВ-тюнерами: «Чаще всего компьютеры с тюнером находят свое применение в офисах для просмотра футбола в рабочее время».

Но существуют примеры, когда и в российских условиях конвергентный продукт может быть востребован. Например, около года назад компания Desten Computers, в которой идею «цифрового дома» считают актуальной, выпустила ПК на основе barebone-системы, это устройство предлагается к использованию как многофункциональный центр домашних развлечений. В максимальной конфигурации он оснащен ТВ- и AM/FM-тюнером, беспроводным интерфейсом, а самое главное, позволяет слушать радио и проигрывать музыкальные диски в автономном режиме без загрузки операционной системы. Покупают эти компьютеры, по данным директора по маркетингу Desten Ирины Хрульковой, розничные покупатели, не имеющие дома ни компьютера, ни музыкального центра, которые получают универсальный комбайн для просмотра телепрограмм, проигрывания DVD-дисков и прослушивания музыки.

Эти устройства составляют чуть больше 30% от общего количества проданных компьютеров для домашнего использования. Тем не менее и в случае с Desten речи о массовости ПК для «цифрового дома» не идет.