В рамках форума ROSS-2004 прошел круглый стол, посвященный проблемам ИТ-образования
Андрей Терехов: «Хотите специалистов — приходите в аудиторию и читайте лекции»

Кадровый голод в той или иной степени испытывают сегодня все участники отечественного ИТ-рынка. Но особенно остро ощущают его разработчики заказного программного обеспечения, которые зачастую не успевают «подхватывать» заказы из-за отсутствия исполнителей.

Это настолько вредит не успевшему еще толком сформироваться имиджу СНГ как поставщика аутсорсинговых услуг, что иногда даже прямые конкуренты выручают друг друга специалистами.

Естественно, вопросы подготовки кадров были в зоне внимания форума Russian Outsourcing and Software Summit, прошедшего в Санкт-Петербурге.

Интересно, что дефицит программистов наблюдается только в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах же многие специалисты не находят себе работу. Из 15 тыс. московских выпускников ИТ-вузов по специальности работает примерно 70%, в остальных регионах этот показатель не превышает 30%.

По оценке компании Luxoft, по специальности в стране работает около 450 тыс. программистов. Если учитывать динамику спроса на них, запаса рабочей силы даже в регионах хватит ненадолго, в то время как система ее воспроизводства фактически потеряна. Между тем через четыре года по демографическим причинам численность поступающих в вузы упадет вдвое, что приведет к резкому снижению мотивации студентов — их будут брать и так.

Стенания по поводу нехватки кадров в сфере офшорного программирования не новы. Поэтому участников круглого стола, посвященного проблемам ИТ-образования, интересовал не столько анализ причин их возникновения, сколько существующие механизмы их решения.

По мнению многих участников дискуссии, следует если не скопировать, то хотя бы внимательно изучить опыт Индии, где ИТ-образование занимает существенно меньше времени, но «заточено» на нужды индустрии. В российских вузах также можно и нужно посвятить последние два года обучения студентов отраслевой «доводке». Сегодня компании вынуждены делать это сами, на что уходит минимум полгода и немалые ресурсы.

«Мы готовы платить эти деньги вузам при условии, что они будут делать то, что нужно нам», — отметил глава Luxoft Дмитрий Лощинин. Под этими словами подписались бы многие ИТ-компании.

Но и для тех, кто готов платить, не всегда ясно, кому именно платить. Предложения организовать сертификацию кафедр, создать систему рейтинговой оценки вузов отклика в вузах не находят: никто не хочет «тайное» низкое качество обучения сделать явным.

Обучение можно рассматривать как бизнес, который приносит решение проблем заказчику и прибыль исполнителю.

«Мы — заказчики и знаем, что в нашем бизнесе диктует заказчик. Давайте взаимодействовать так, чтобы спрос и предложение были сбалансированы», — предложил генеральный директор компании «Аркадия» Аркадий Хотин.

Но есть и другая точка зрения: спасение утопающих находится в их собственных руках, а единственный эффективный путь взаимодействия бизнеса и вузов — привлечение сотрудников ИТ-компаний к работе со студентами.

«Хотите специалистов — приходите в аудиторию и читайте лекции», — заявил заведующий кафедрой системного программирования и генеральный директор компании «ЛАНИТ-Терком» Андрей Терехов. По его мнению, выделенных со стороны бизнеса денег недостаточно: на них просто некого нанять.

Однако вряд ли договоренности между отдельными компаниями и вузами смогут решить весь комплекс проблем образования. Результаты подобных обсуждений нужно выносить на государственный уровень, и в этом должны сыграть свою роль профессиональные ассоциации.

Между тем большинство проблем, затрагиваемых в обсуждениях (несоответствие существующих стандартов ИТ-обучения потребностям индустрии, качество подготовки, квалификация преподавателей и т. п.), носит частный характер.

Кроме одной — финансовой, причем она заключается даже не в том, что денег неоткуда взять: сегодня все крупные компании сотрудничают с вузами, а в том, что отсутствуют эффективные экономические механизмы перераспределения этих денег между бизнесом и системой образования.

В западных странах существуют различные подходы к построению таких механизмов, но результат их работы примерно одинаков: они позволяют студентам брать кредиты на обучение, университетам — платить высококлассным преподавателям достойную зарплату, повышать вес вуза на рынке в зависимости от качества обучения и т. д. Создание таких механизмов — государственная задача.


Студенческий потенциал

С целью оценить число ИТ-специалистов, выпускаемых ежегодно вузами России, компании Auriga пришлось провести собственное исследование, проанализировав не только данные Госкомстата, но и учебные планы ряда вузов.

Количество выпускников, имеющих профильные для ИТ специальности, составит в 2004 году около 68 тыс., на 6,9% больше, чем в 2003 году. Эта категория включает специальности «Информатика и вычислительная техника», «Электронная техника, радиотехника и связь», «Автоматика и управление», «Приборостроение», «Информатика», а также ряд специальностей физико-математического цикла.

Среди выпускников, различных инженерных специальностей приблизительно 76 тыс. имеют квалификацию, позволяющую работать в области ИТ, так как они получили подготовку по таким дисциплинам, как информатика, информационные технологии, программирование, компьютерное моделирование, Internet-технологии, и другим в объемах от 340 до 1770 часов. Объемы указанных курсов часто намного превышают стандартный трехмесячный курс «Информационные технологии», изучаемый индийскими студентами и позволяющий им работать программистами.

Также программированием могут заняться специалисты неинженерных специальностей, прослушавшие такие курсы, как «Экономика и управление на предприятии», «Математические методы и исследование операций в экономике» и т. п. Эта группа выпускников составляет 81 тыс. человек. Таким образом, общая численность выпускников, имеющих знания о программировании, составит в этом году около 230 тыс. человек (на 11,2% больше, чем в прошлом). Для сравнения в Индии, по данным национальной ассоциации NASSCOM, аналогичный показатель составит всего 165 тыс. Жаль, что перехода количества в качество у нас пока не наблюдается.