Карр подводит итог полугодовой дискуссии вокруг его статьи в Harvard Business Review
До сих пор в ИТ-индустрии оживленно обсуждается нашумевшая статья IT Doesn?t Matter Николаса Карра, опубликованная в Harvard Business Review

Конечно, к обещаниям золотых гор со стороны ИТ-разработчиков следует относиться со здоровым скептицизмом. Но при этом специалисты подчеркивают, что не следует впадать в другую крайность и пренебрегать ИТ.

До сих пор в ИТ-индустрии оживленно обсуждается нашумевшая статья IT Doesn?t Matter («ИТ не имеют значения») Николаса Карра, опубликованная в мае в Harvard Business Review.

В ходе ноябрьской выставки Comdex Las Vegas 2003 вице-президент Microsoft Джефф Рэйкс, возглавляющий в редмондской корпорации подразделение Productivity and Business Services, и вице-президент IBM по маркетингу Дипак Адвани выступили в роли оппонентов Карра.

Сам же Карр вновь повторяет свой главный тезис, ранее изложенный в статье. ИТ получили настолько широкое распространение, что уже не дают компаниям ощутимых преимуществ в конкурентной борьбе, и прямая зависимость между количеством денег, потраченных компанией на информационные технологии, и ее финансовыми результатами отсутствует.

Но его оппоненты считают, что дело в другом. По их мнению, компаниям следует уделять основное внимание не технологиям как таковым, а их информационным составляющим. «Именно буква ?И? определяет разницу между ИТ и просто технологиями, — подчеркнул Рэйкс. — Думаю, очень немногие сегодня отважатся заявить, что обладают всей необходимой информацией о потребностях своих клиентов и об особенностях их бизнеса». В качестве примера весьма эффективного использования ИТ Рэйкс назвал недавний перевод розничной сети Wal-Mart Stores на использование идентификационных меток RFID.

Той же точки зрения, что и Рэйкс, придерживается и Адвани: «Очень опасно было бы перестать вкладывать деньги в ИТ и успокоиться на достигнутом. На самом деле информационные технологии еще не получили повсеместного распространения. Концепция электронного бизнеса только зарождается».

Карру есть что возразить на это. По его словам, и ему не приходило в голову вести речь в своих выступлениях об отказе от ИТ. «Я говорю лишь о скептицизме, — отметил Карр. — Я согласен с тем, что компаниям нельзя успокаиваться на достигнутом, и говорю лишь о критическом отношении к поступающим предложениям». Что ж, выходит, позиции Карра, с одной стороны, и Рэйкса и Адвани — с другой все же не настолько далеки друг от друга, чтобы не иметь точек соприкосновения.

Директор информационной службы компании Ford Motor Грегори Фелл заметил, что открытость, конечно, хороша, но прежде чем купить что-то у поставщиков ИТ, он должен удостовериться, что внедрение новых решений принесет ощутимую экономию. Ради небольшой экономии или незначительного повышения эффективности вряд ли стоит идти на дополнительные траты. «Что-то предпринимать имеет смысл лишь тогда, когда мы добиваемся заметных результатов, существенного снижения затрат», — подчеркнул он.

Со своей стороны Рэйкс отметил, что в некоторых ситуациях рост эффективности работы предприятия нельзя измерить в деньгах. Адвани в свою очередь утверждает, что разговор об ощутимой экономии разумнее вести при закрытых дверях.

Итог (промежуточный?) дискуссии, развернувшейся вокруг статьи в Harvard Business Review, подводит ее автор. «Те представители бизнеса, которые соблюдают дисциплину при проведении инвестиций в ИТ, в конечном итоге получают преимущества в конкурентной борьбе», — говорит Карр.