TopS BI: семинар, посвященный решениям по обеспечению непрерывности бизнеса

Прошедшим летом клиентам группы компаний TopS Business Integrator было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с проблемами восстановления после катастроф и поддержки непрерывности бизнеса. Итоги анкетирования были подведены в конце сентября на семинаре «Решения по обеспечению непрерывности бизнеса», который TopS BI провела совместно с компаниями KPMG, HP и Cable&Wireless.

Как отметила Елена Кутукова, руководитель отдела интеграции сервисов и технологий департамента системной интеграции TopS BI, для значительной части аудитории тема семинара имела не теоретический, а вполне практический интерес. В ходе анкетирования 29% опрошенных заявили не только о готовности своей организации к тому, чтобы обеспечивать непрерывность бизнеса, но и о наличии соответствующего опыта. Столько же находятся в стадии проработки этих вопросов. Но в TopS BI сочли необходимым выяснить, что вкладывают респонденты в понятие «непрерывность бизнеса» (Business Continuity), и как оно коррелирует с термином «восстановление после катастроф» (Disaster Recovery). Результаты опроса продемонстрировали здесь обнадеживающее единомыслие специалистов и пользователей. 72% участников анкетирования согласились с тем, что Disaster Recovery относится к восстановлению бизнеса после конкретных сбоев, в то время как Business Continuity имеет стратегическую направленность и охватывает различные аспекты управления ресурсами и процессами для поддержания статуса непрерывности.

Николай Самодаев из KPMG привел статистику GartnerGroup, в соответствии с которой около 60% сбоев в бизнесе происходит по причине различных сбоев в информационной инфраструктуре компаний. Тем не менее понятие высокой готовности ИТ не тождественно высокой готовности бизнес-процессов. Последнее требует планирования всех мер и процедур по обеспечению непрерывности бизнеса, что подразумевает восстановление ИТ-ресурсов и служб после сбоев, но не только. Планирование непрерывности бизнеса включает в себя идентификацию наиболее критичных процессов деятельности организации, определение их зависимости от ИТ и планирование восстановления и непрерывности важнейших бизнес-функций.

Несмотря на то что в мире существует несколько стандартов, в соотвествии с которыми можно выстраивать стратегию обеспечения непрерывности бизнеса, KPMG предлагает собственную методологию ВСР. В соответствии с ней управление непрерывностью бизнеса в компании представляет собой циклическую взаимосвязь четырех основных процессов — оценки рисков, разработки решения по обеспечению непрерывности, его внедрения и затем мониторинга и тестирования.

Компания может по-разному подходить к реализации плана обеспечения непрерывности бизнеса. Один из вариантов — сделать все собственными силами. Однако надо понимать, что подобный проект должен иметь очень высокий приоритет и потому потребует выделения значительных людских и материальных ресурсов. Другой путь — привлечь внешнего консультанта для разработки проекта ВСР или полностью отдать эту деятельность на аутсорсинг.

TopS BI предлагает свои методики планирования, проектирования и реинжиниринга ИТ-инфраструктуры для обеспечения непрерывности бизнеса. Руководитель проектов TopS BI Сергей Катышев подчеркнул, что реализация корпоративной стратегии Business Continuity должна начинаться с классификации различных бизнес-процессов по степени важности, определения времени на восстановление бизнес-функций и стоимости рисков для каждого класса, а также соответствующей раскладки приложений, для которых потом в зависимости от уровня критичности для бизнеса вырабатываются методы обеспечения непрерывности и способы их реализации. Так, если за основной критерий классификации взять допустимое время восстановления бизнес-функций, то для приложений, определяемых как маловажные, этот параметр может составить 8 часов на основной площадке, для важных приложений — от 30 минут до 8 часов и для критичных — от 5 до 30 минут. Соответственно способы реализации непрерывности для класса маловажных приложений сводятся к поддержке простых средств резервного копирования, для важных приложений потребуется обеспечение отказоустойчивости, а для критичных — автоматическая отказоустойчивость путем кластеризации и поддержка слепков данных. Причем под приложением понимается не просто конкретное программное обеспечение, а вся инфраструктура, включая клиентские рабочие места, операционные системы, методы сетевого подключения, данные и средства их хранения.

Несмотря на постоянно подчеркиваемую разницу между Business Continuity и Disaster Recovery, на семинаре преимущественно рассматривались способы обеспечения непрерывности, ориентированные на восстановление ИТ. Меньше внимания было уделено такому важному механизму предотвращения сбоев, как проактивное управление ИТ-инфраструктурой, реализованное, в частности, в семействе программных продуктов НР OpenView. Это ПО входит в список технологий компании Hewlett-Packard для обеспечения непрерывности бизнеса. Конкретные услуги по реализации ВСР предлагает компания Cable&Wireless, предоставляющая на базе двух своих столичных хостинг-центров поддержку информационных архивов клиентов и резервирование корпоративных серверов, центров обработки данных и рабочих мест. Подобный аутсорсинг может оказаться для организаций более выгодным, чем дорогостоящее развертывание собственной инфраструктуры непрерывности бизнеса.