Программа развития ИТ как фактор обеспечения конкурентоспособности
Сегодня, по словам Николая Егорова, около 50-60% ИТ-служб в «Аэрофлоте» функционирует с помощью Internet-технологий

Вряд ли сегодня можно встретить человека, который бы никогда не пользовался услугами авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии». Компания с оборотом свыше 3 млрд. евро выполняет 68% всех перевозок из России в 54 страны мира и 10% полетов на внутреннем рынке. В марте этого года исполнилось 70 лет торговой марке «Аэрофлот», а в феврале следующего компания отметит свое 80-летие. О роли ИТ в жизни компании рассказал недавно на пресс-брифинге Николай Егоров, заместитель генерального директора «Аэрофлота».

Стоит отметить, что информационные технологии в «Аэрофлоте» рассматриваются сегодня как один из основных факторов развития бизнеса. Разработана даже «Программа развития информационных технологий как фактор обеспечения конкурентоспособности Аэрофлота». Доля расходов на ИТ в бюджете компании составляет около 2% (33 млн. долл.), но именно благодаря оптимизации управления доходами удалось повысить прибыль компании и сократить расходы на 3-4%.

Такие результаты достигнуты при том, что пассажиропоток снизился на 7%. В среднем для авиакомпаний мира расходы на ИТ варьируются от 4% оборота в Европе до 10% в США.

«Аэрофлот» продолжает начатую в 2000 году работу по внедрению системы SAP R/3, позволяющую структурировать финансовую, экономическую и административную информацию. Для «Аэрофлота» пока рано подводить окончательные итоги, однако уже сегодня ясно, что улучшилась управляемость компании, повысилась ее прозрачность, что очень важно для зарубежных инвесторов. Внедрение SAP R/3 в авиакомпании началось с основных центров расходов, чтобы в первую очередь обеспечить оптимизацию запасов, повышение контроля и управляемости. В 2001 году была завершена опытная эксплуатация системы в центральной бухгалтерии и по ее результатам разработан регламент выполнения хозяйственных операций.

Система работает в режиме промышленной эксплуатации в комплексе наземного обеспечения перевозок и в опытной эксплуатации в департаменте материально-технического снабжения. Сегодня процесс внедрения идет и в других подразделениях авиакомпании, что позволит связать в единую информационную систему бухгалтерию, финансы, коммерцию и производство.

Теперь перед ИТ-службой компании стоит задача развертывания комплексной автоматизации в производственных подразделениях. Речь идет о внедрении различных АСУТП, отвечающих за управление сетью маршрутов, формирование штурманских сетей, оптимизацию частот полетов и стыковок, прокладку трасс. Особое внимание будет уделено развитию аналитического обеспечения, направленного на управление тарифами, анализ действий конкурентов, а также совершенствование логистики, вплоть до заказов питания на борт через автоматизированные системы.

В ближайшее время компания намерена развернуть также средства работы с клиентами в дополнение к уже существующему Центру информации и бронирования, осуществляющему пока обработку только входящей информации. В перспективе — установление обратной связи с клиентом. Однако здесь, как отметил Егоров, на первый план выступают не технологические, а организационные проблемы, в частности изменение культуры персонала и повышение его квалификации. Например, компания SwisAir более двух лет внедряла у себя решение CRM и, как показывает их опыт, проблем технического плана здесь почти не было.

В прошлом году процент занятости пассажирских кресел составил 65,8%. Была проделана большая работа по приведению практики бизнеса в соответствие с мировыми стандартами. В частности, использование ряда унаследованных систем с точки зрения оптимизации расходов нерационально. Это особенно проявляется при обслуживании пассажиров, маршрут следования которых состоит из нескольких так называемых «плеч», например Новосибирск —Москва — Париж. Достаточно сложно оптимально обрабатывать этот запрос: первое «плечо» на «Сирене», а второе, например, на «Габриэль», особенно учитывая, что на одном рейсе может быть 22 разных тарифа. Надо стремиться к консолидации. В прошлом году начаты работы по внедрению систем SABRE — AirPrice и AirMax, позволяющих управлять тарифами, ценообразованием и групповыми перевозками, а также систем SABRE FAM и APM, обслуживающих процесс управления сетью маршрутов.

В рамках работ по оптимизации коммуникационных услуг за счет отказа от старого терминального оборудования и перехода на использование Internet-технологий «Аэрофлоту» удалось сэкономить 2,2 млн. долл. по сравнению с планируемыми расходами. Мало того, в связи с предоставлением услуги по бронированию авиабилетов через Сеть количество подключений увеличилось на 14%, что позволило сократить таким образом эксплуатационные затраты на 18,8% и сэкономить еще около 1 млн. долл. Сегодня, по словам Егорова, около 50-60% служб реализуется с помощью Internet-технологий.