Конференция «Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу»
Андрей Коротков: «В конце концов, у ?Электронной России? есть бюджет, что немаловажно для ее реализации»

Конференция, организованная Министерством по связи и информатизации, не случайно называлась «Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу» — именно в такой последовательности. По мнению первого заместителя министра связи и информатизации Андрея Короткова, впервые Федеральная программа строится исходя из социальных проблем человека. Перед программой стоит задача нового позиционирования ИТ-отрасли как одного из приоритетов развития российской экономики. Конференция дала возможность проверить, насколько совпадает понимание проблем заказчиками и исполнителями.

«Россия решает те же задачи, что и другие страны: мы строим общество, которое основано на использовании не только сырьевых ресурсов, но и человеческого потенциала, потенциала разума. Нам предстоит одновременно создавать инфраструктуру, развивать услуги и содержательную часть Сети», — сказал Коротков.

На текущем, первом этапе реализации программы ставятся задачи, формулируются требования к исполнителям проектов и проводятся первые тендеры. Но уже сейчас она может сослужить хорошую службу ИТ-компаниям. Так, по словам директора Cognitive Technologies Ольги Усковой, компании удалось привлечь инвесторов, используя сам факт существования программы «Электронная Россия».

«Впервые государство выступает не только клиентом, но и гарантом процедуры, обеспечивающей финансовый поток поставщику», — заявила она. По мнению Усковой, 2002 год можно считать началом становления отрасли, и ожидания, что на каждый рубль программы придется 3 рубля инвестиций, вполне оправданы.

Электронное ли правительство

Хотя термин «электронное правительство» в программе не употребляется, концепция программы предусматривает, что государство должно стать примером внедрения ИТ. В 2002 предусмотрено проведение инвентаризации государственных информационных ресурсов, а к 2006 планируется разработать специальный путеводитель по ним.

По мнению Игоря Агамирзяна, менеджера Microsoft по связям с научно-исследовательскими организациями, электронное правительство по сути представляет собой внедрение интегрированной информационной системы национального масштаба, при этом, как и у любого внедрения, основная опасность — автоматизация заведомо неэффективных процедур. Впрочем, на конференции вполне мирно существовали и иные точки зрения: бережно автоматизировать то, что есть, или перестраивать, используя шанс получить для этого финансовые ресурсы.

И в том, и в другом случае камнем преткновения станет высокий уровень внутриведомственной регламентации при низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия. Особенно остро это ощущают организации, находящиеся в прямой зависимости от готовности других ведомств к информационному обмену. Так, Счетная палата пока получает только треть информации, необходимой для прогнозирования доходов бюджета. Ведомственную систему в данном случае строить особого смысла не имеет, в качестве транспортной сети можно использовать и ГАС «Выборы», все упирается в межведомственные барьеры.

По мнению некоторых выступавших, России необходим закон об устранении бумажного документооборота в государственных органах, как это уже сделано в США. Однако «электронный» способ обмена документами принят далеко не везде. В Англии, где 11% населения уже взаимодействуют с госорганами через Internet, а к 2005 году этот показатель должен вырасти до 70%, опросы показывают, что многие граждане предпочитают общение с властью «лицом к лицу».

Регионы

Успех «Электронной России» во многом зависит от готовности к ней регионов, при этом важно не потерять того, что уже достигнуто. Судя по докладам на конференции, большая часть проектов создания региональных информационных систем финансируется из местных, без того небогатых бюджетов. Поэтому цель многих представленных проектов — стать полноправной частью программы и получить соответствующее финансирование.

В Татарстане с 2000 года действует система индикативного управления социально-экономическим развитием, проведена полная паспортизация объектов социальной инфраструктуры, создан реестр республиканской собственности.

В Чувашии утро чиновников уже начинается с просмотра своего сайта. Для развития республиканской информационно-аналитической системы поставляются десятки серверных продуктов Microsoft.

Примерно 30% российских органов власти уже имеют свои системы документооборота, а вот обеспечение информационного обмена между ними — непаханное поле. Башкирия, где функционирует примерно 120 организаций федерального и республиканского подчинения, предлагает осуществить интеграцию имеющихся систем и разработать межведомственный стандарт представления документов на базе XML, сохранив действующий регламент их обращения.

Закупки

Развивая электронные закупки, государство выигрывает не только экономически, сокращая на 12-20% свои расходы на них, но и политически, делая свои расходы понятными, прозрачными, контролируемыми, а также стратегически, создавая инфраструктуру электронного правительства. Ежегодно происходит удвоение объема электронных закупок для госорганизаций, но до сих пор около 85% государственных контрактов заключается не на конкурсной основе.

Развитию электронной торговли мешают и отсутствие централизации управления процессом, неразвитость и дороговизна услуг публичных сетей связи, сложность организации взаимодействия с другими системами бюджетного процесса, отсутствие инфраструктуры ЭЦП. В регионах для многих ИТ-проектов серьезной проблемой остается низкая квалификация пользователей. Но основное препятствие — отсутствие единой информационной базы, у бюджетных организаций зачастую уже имеется и аппаратное, и программное обеспечение, но на формирование реестров средств не хватает.

Что касается систем электронных торгов для органов государственной власти, то они появляются во все новых региональных центрах. Большинство представителей регионов говорят о тиражируемости своих разработок, но мало кто действительно использует имеющийся опыт. В Волгограде, как рассказала директор информационного центра администрации города Елена Огуль, обратили внимание на опыт Новосибирска и разработали систему государственных закупок. С ее помощью администрация рассчитывает не только снизить затраты на организацию конкурсов, но и предоставлять торговую площадку коммерческим предприятиям, объемы продаж которых иногда сопоставимы с региональным бюджетом. Самая существенная проблема — большой объем недофинансирования. Если средства из бюджета не доходят до поставщиков, вряд ли можно рассчитывать на расширение их круга даже посредством наисовременнейших технологий.

И еще немного пессимизма

Несмотря на радостное предвкушение, царящее в ИТ-сообществе, есть опасения, что дальше деклараций о намерениях дело идет не далеко. Тотальная компьютеризация страны — вещь благая, но многие предшественницы «Электронной России», имевшие не менее благородные цели, были спущены на тормозах. Один из факторов риска — отсутствие солидарной ответственности заказчиков за реализацию программы. Согласование мероприятий осуществляют целых четыре органа, однако участники конференции говорили о том, что они не чувствуют никакой координации сверху, пока каждый действует в одиночку.

И все же, как сказал президент корпорации «Парус» Александр Карпачев, если государство за что-то берется, есть надежда, что это будет доведено до конца.