Задача Эрика Шмидта — ввести стремительно растущую компанию Google во «взрослую жизнь»
Руководство компании Google рассматривает свою компанию как организацию технологическую, которая создает прекрасные продукты для автоматизации задач поиска, охотно приобретаемые заказчиками»

Для миллионов людей доктор Эрик Шмидт является сегодня проводником по дорогам Internet. Генеральному директору компании Google есть чем гордиться: это название прочно ассоциируется с одним из самых удачных поисковых механизмов, который отличается понятным интерфейсом, высокой скоростью и релевантностью результатов поиска.

Шмидту 46 лет. Он возглавил Google летом прошлого года после отставки одного из основателей компании — 28-летнего Ларри Пейджа. До этого Шмидт занимал пост генерального директора и председателя совета директоров Novell, а еще ранее успел поработать в должности директора Sun Microsystems по технологиям.

Сегодня его задача — ввести стремительно растущую фирму во «взрослую жизнь» и подготовить ее к акционированию в нынешний непростой период, когда инвесторы довольно скептически относятся к перспективам дот-комов. Недавно Эрик Шмидт согласился дать интервью корреспондентам PCWorld.com.

Представители Google не устают повторять, что компания воздерживается от размещения традиционной баннерной рекламы и всплывающих рекламных окон. Она не приемлет изменения порядка результатов поиска за деньги, а интерфейс системы выглядит свободным от разнообразных коммерческих вставок. Как же вы зарабатываете деньги?

Половина доходов Google формируется за счет текстовой рекламы, которая появляется рядом с найденными результатами и непосредственно связана с темой поискового запроса. Другая половина образуется от продажи лицензий на право использования нашей поисковой технологии таким компаниям, как Yahoo.

Вы говорили, что Google каждую неделю получает 10 тыс. электронных писем от организаций, которые хотели бы занять в поисковом рейтинге место повыше. Как вам удается придерживаться золотой середины, отказываясь от коммерциализации результатов поиска и вместе с тем зарабатывая на размещении рекламы?

Наша модель действует в том случае, когда размещение рекламы никак не влияет на место в поисковом рейтинге. Можете быть уверены: наш рекламный компьютер никак не связан с компьютерами поисковыми. Они отделены друг от друга по принципиальным соображениям.

Google сделала возможным поиск в архивах, за два десятилетия накопленных Usenet. В настоящее время вы занимаетесь тестированием бета-версии Google Catalog. С какими еще функциями нам предстоит познакомиться?

Поиск по каталогу — это очень хороший пример новой службы. Двое специалистов работали над ним в течение полугода. Сейчас у Google уже есть необходимая инфраструктура, поэтому мы относительно легко можем расширять набор имеющихся у нас служб.

Эрик Шмидт: «Поисковые компании, которые я не буду сейчас называть, пытаются успеть повсюду, совершенно при этом забывая о поиске как таковом»

Как правило, мы не анонсируем новые функции заранее. Наиболее важным мне представляется обновление поискового индекса. Когда я пришел в Google, поисковый механизм компании не успевал за происходящим и отставал от жизни в среднем на две недели. Дело в том, что поисковый робот, собирающий информацию, имел месячный цикл. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы данные обновлялись ежедневно. Мы работаем над алгоритмами, которые позволят нам определить, какие сайты имеют большой трафик, высокий рейтинг страниц или же чаще всего подвержены изменениям. Мы хотим обладать самой полной информацией об этих страницах.

Еще одну службу, в которой используются наши новейшие разработки, мы решили назвать Overview of Today?s Headlines («Обзор сегодняшних заголовков»). Робот Google каждый час просматривает газеты, представленные в Web, и автоматически формирует из них дайджест. Вся работа выполняется только компьютером, люди в ней не задействованы.

Какие уроки вы извлекли для себя из ошибок, допущенных разработчиками других поисковых механизмов?

Первый урок: не следует спешить с выходом на фондовый рынок. Другими словами, сначала нужно выстроить свой практический бизнес. Во-вторых, необходимо уделять самое серьезное внимание базовым технологиям поиска. Поисковые компании, которые я не буду сейчас называть, пытаются успеть повсюду, совершенно при этом забывая о поиске как таковом. Они либо упускают очередную технологическую революцию поисковых механизмов, либо оставляют дверь открытой для прихода на рынок таких компаний, как Google.

Видите ли вы будущее Google связанным с предоставлением услуг клиентам через Сеть?

Возможно, это действительно произойдет в будущем. Сегодня же Google в первую очередь является технологической компанией, которая создает прекрасные продукты, охотно приобретаемые заказчиками.

Так вы не хотите стать следующим Yahoo?

Все, чем мы заняты, это поисковые механизмы. Yahoo представляет собой портал с огромным количеством специализированных служб. Сфера деятельности Google имеет массу ограничений. Это совершенно не похоже на то, что пытаются делать Yahoo или AOL. Мы не собираемся конкурировать с ними, так как хотим, чтобы они стали нашими клиентами.

Как будут развиваться технологии поиска и каким образом сделать их еще лучше?

Технологии постоянно совершенствуются, и компаниям — не только тем, которые занимаются поисковыми системами, — нельзя бояться нововведений.

Вспомните, когда в последний раз архитектура компьютеров или сети вашей организации модернизировалась с целью использования преимуществ дешевых каналов, имеющих высокую пропускную способность, дешевых микросхем оперативной памяти и недорогих ПК, получивших повсеместное распространение? Большинство компаний по-прежнему занимаются развертыванием систем, базирующихся на устаревших компьютерных архитектурах.

У поисковых технологий имеется достаточно высокий потенциал для дальнейшего совершенствования, независимо от того, идет речь об алгоритмах или о компьютерной архитектуре.

Какую задачу для Google вы считаете самой главной?

Справиться с ростом. Наши серверы перегружены. Не хватает памяти. Мы увеличиваем число компьютеров. Мы интегрируем более сложные средства в компоненты Google, отвечающие за работу с рекламой. На данном этапе наша основная задача — справиться со столь бурным ростом.

Что лично вы собираетесь привнести в Google?

Я считаю себя прежде всего техническим специалистом. Забавно, что здесь меня почти не используют в этом качестве. Я был приглашен сюда как руководитель, имеющий опыт управления компаниями.

Новое поколение технических специалистов разбирается в своей области лучше, чем я. Они четче понимают стоящие перед ними задачи и быстрее решают их. Я могу передать компании свое знание вопросов ведения бизнеса и, что еще более важно, опыт оперативного управления. Люди, работающие в Google, очень молоды.

Каждый день перед ними возникает масса новых задач. И я стараюсь сделать так, чтобы они двигались в правильном направлении.

Каждый день я обращаюсь к ним со словами: «Это наше общее дело. Подумайте, в какой степени то, чем вы занимаетесь, соответствует основной линии и позволит ли ваш труд изменить мир?»