Во время командировки в Сан-Хосе у меня было несколько свободных дней, и один из них я посвятил знакомству с HP.

Самыми важными компонентами нынешней рекламной кампании стали недавно выкупленный HP знаменитый гараж в Пало-Альто, где Билл Хьюлетт и Дэйв Паккард начинали, и постулаты, известные как «Десять правил гаража»

Любопытство это имело простое объяснение: эта первая и одна из крупнейших компаний Кремниевой Долины, насчитывающая 90 тыс. сотрудников, переживает непростой период реконструкции. Пользуясь случаем, я постарался встретиться с ведущими специалистами HP и получить из первых рук информацию о том, как это происходит, о современном состоянии компании и о перспективах на будущее.

Операция по «омоложению»

Перемены, происходящие в HP, обычно отождествляют с деятельностью Карлтон Фьорины, занявшей два года назад должность генерального директора. Момент ее прихода на высший административный пост стал новой точкой отсчета на корпоративной шкале времени: «ВС» во всем остальном мире означает «до Рождества Христова», а здесь — «до Карли» (Before Carly).

Обучаясь в Стэнфордском университете, Фьорина специализировалась на истории средневековья, диплом Master of Science ею был получен в Слоановской школе бизнеса в Массачусетсском технологическом институте, и, наконец, недавно она стала почетным членом Лондонской школы бизнеса. Весьма разностороннее образование.

Фьорина затеяла радикальную перестройку, и небезболезненную. Летом было объявлено об увольнении 6 тыс. сотрудников, то есть более 5% от общей численности. Ветераны утверждают, что в «старой компании такого быть не могло», но в бизнесе не до сантиментов. Карли называют «ураганом структурных и культурных изменений»: она намерена, с одной стороны, радикально изменить HP, а с другой — возвратить компании дух ее основателей Билла Хьюлетта и Дэйва Паккарда. Собственно, именно поэтому самыми важными компонентами нынешней рекламной кампании стали недавно выкупленный HP знаменитый гараж в Пало-Альто, где они начинали, и постулаты, известные как «Десять правил гаража».

Карлтон Фьорина: «Я намерена радикально изменить Hewlett-Packard и возвратить компании дух ее основателей»

Изначально на перестройку отводилось три года. Уже сейчас она коснулась всех 83 существовавших в прошлом подразделений, после укрупнения их осталось всего 12, сгруппированных в четыре дивизиона. Два из них находятся на «переднем крае» — работают с пользователями, два других делят между собой проектирование и производство компьютеров и принтеров. Научное и медицинское приборостроение выделено в отдельную компанию.

Стратегические направления своей программы Фьорина изложила в интервью «HP — дорога вперед», данном журналу Всемирного экономического форума. Фьорина считает, что к моменту ее прихода компания имела огромный и вместе с тем не полностью востребованный потенциал.

Одним из важнейших достижений своей компании глава HP считает высокий уровень доверия со стороны заказчиков. Кроме того, с научной и технической точек зрения компания оказалась подготовленной к эпохе Internet. Этому в немалой степени способствует удачное распределение бизнеса между двумя основными сегментами: корпоративным (35 млрд. долл. ежегодного дохода) и потребительским (15 млрд. долл.). Еще одна важная дихотомия бизнеса — компьютеры и принтеры, — по мнению нового генерального, полностью отвечает требованиям Internet-экономики.

Однако к самым большим достижениям Фьорина относит выношенную в HP идею services-based computing. Сейчас эта идея, главным образом связываемая с Web-службами, стала весьма популярна; в последние полтора-два года о ней говорят многие компании. Однако для HP это вовсе не новость: впервые идея была высказана еще два десятилетия назад Джоэлом Бирнбаумом, работавшим тогда в HP Labs (ныне он — старший технический советник Фьорины). Бирнбаум руководил разработкой аппаратного и программного обеспечения для направления PA-RISC.

Но не секрет и другое: на протяжении длительного времени HP отличалась управленческой неповоротливостью. Например, признано, что только по этой причине она уступает Sun Microsystems в борьбе на рынке Unix-серверов. За неловкость в менеджменте HP иногда называют «бегемотом», но и это не лишает компанию определенного обаяния. Местные жители уже много лет уважительно называют Hewlett-Packard «седой дамой Кремниевой Долины». Фьорина решила избавить компанию от этого недостатка, запланировав серьезную операцию, которая превратит почтенную даму в современную бизнес-леди.

Фьорина уверена в своих возможностях — так, она утверждает, что остается единственным генеральным директором крупной компании, способным выполнить прыжок herkie («шпагат в полете»). А значит, и компания должна будет совершить прыжок в будущее.

Намеченное прощание с PA-RISC

Основной темой беседы с директором по маркетингу отделения HP Business Critical Computing Марком Хадсоном стало будущее Unix-серверов, процессоров с архитектурой PA-RISC и IA-64, которые в Hewlett-Packard предпочитают называть Itanium Processor Family (IPF).

В последнее время, и особенно в связи с событиями, связанными с передачей технологии Alpha из Compaq в Intel, возникает очевидный вопрос: а не станут ли в обозримом будущем серверы на платформе IA-64 таким же стандартом, как сегодня персональные компьютеры на IA-32? Каждый из производителей Unix-серверов отвечает на этот вопрос в соответствии с собственными предпочтениями. Хадсон считает, что на этот вопрос уже сейчас с большой вероятностью можно дать утвердительный ответ. По его мнению, возможно, что среди крупных производителей RISC-процессоров в отдаленной перспективе Sun останется в одиночестве со своей платформой SPARC, поскольку все остальные так или иначе заявили о своей решимости взять курс на IA-64.

В HP вопрос о миграции на IA-64 решен, сейчас наступило время для реализации этого процесса, с плавным отходом от PA-RISC в пользу IPF. Стратегическое решение было принято еще 1994 году, когда компания подключилась к программе EPIC (Explicitly Parallel Instruction Computing), в рамках которой HP и Intel совместно разрабатывали систему команд IA-64.

Позже, в 1998 году, был разработан перспективный план. Согласно этому плану переходный процесс займет несколько лет, на протяжении которых появится еще три модели RISC-процессоров: следующим за PA-8700 в 2002 году будет PA-8800, а на 2003 год запланирован PA-8900 (тактовая частота 1,2 ГГц), и пока считается, что он станет последним. После 2005 года практически все серверы будут строиться на процессорах Madison и Deerfield, наследниках McKinley.

Переход на новую платформу поддерживается несколькими инициативами, входящими в общую программу HP IA-64 Jump-Start Advantage Program. Среди них одной из важнейших является программа подготовки операционных систем Designing the Future, в свою очередь состоящая из трех частей: для HP-UX/IA-64, для IA-64/Linux и для Windows 2000. Программа Programmer Productivity Development Tools распространена на средства разработки, а HP IA-64 Planning Services — на консультирование в процессе миграции.

В центре внимания — ПО промежуточного слоя

Отделение HP Middleware образовано в результате приобретения компании Bluestone Software, оформленного в январе 2001 года. Джон Капобианко, сменивший должность вице-президента на позицию генерального менеджера отделения, не скрывает своего торжества. Bluestone имела отличную технологию, но в силу понятных причин оставалась в тени таких более крупных конкурентов, как, например, BEA с ее WebLogic или IBM с ее WebSphere. Теперь, пожертвовав административной и экономической самостоятельностью, сохранившийся при продаже компании коллектив оставил за собой технологическую автономность, но при этом приобрел более широкие возможности в бизнесе. Похоже, в выигрыше оказались обе стороны.

HP Middleware сохраняет в своей производственной программе традиционные программные продукты Bluestone: Total-e-Server, Total-e-Mobile, Total-e-Syndication и Total-e-Transactions. Кроме них, отделение поддерживает такие продукты, как HP Process Manager (известный как ChangEngine) и e-Speak. Возникла и новая задача интеграции двух семейств в общую платформу для разработки и внедрения Web-служб. Одновременно отделение решает современными средствами, в том числе средствами XML, проблемы интеграции данных и приложений в корпоративных информационных системах.

У слияния есть еще одна сторона. Хотя Bluestone на порядки меньше HP, Фьорина возлагает на новое отделение большие надежды. Она считает, что корпоративная культура, присущая небольшой компании, может оказаться полезной для всей корпорации в целом. Поэтому кроме чисто технических задач на выходцев из Bluestone возложена задача проповедования Internet-идеологии и знаний о современном программном обеспечении промежуточного слоя среди многочисленных разбросанных по всему миру региональных отделений HP.

В июне HP предложила провайдерам Internet-услуг и разработчикам приложений HP Internet Server. Это легкий встраиваемый сервер, предназначенный для выполнения кодов JSP и сервлетов. Он стал первым сервером, построенным HP на базе платформы Core Services Framework, которая представляет собой стандартную реализацию структуры Java-служб. HP Internet Server состоит из ядра, содержащего полнофункциональный набор подключаемых служб, сервера JavaBeans и реестра служб.

«Сохранить лучшее и переделать все остальное»

Этой «мантрой» Фьорины руководствуется в своей деятельности Уэбб Маккини, президент HP Business Customer Organization, который отвечает за работу с корпоративными заказчиками, расположенными по всему миру. На своем посту Маккини сменил Энн Ливермор, одну из самых влиятельных ИТ-леди, возглавившую теперь подразделение HP IT Service.

Раньше торговые представители HP были распределены по типам товаров; они отвечали либо за компьютеры, либо за принтеры, либо за системы хранения данных, либо, наконец, за Internet-службы. Так, за накопители отвечали пять подразделений, в итоге никто не отвечал за систему продаж. Сейчас продажа централизована по аналогии с магазином, где за все товары отвечает один продавец.

По словам Маккини, в работе с заказчиками большое внимание уделяется программе HP Computing Solution Provider Program, объединяющей вокруг себя специалистов, занимающихся разработкой приложений с использованием аппаратных и программных средств HP. Участие в программе обеспечивает преимущества в приобретении и лизинге техники, консультировании, участии в образовательных и маркетинговых программах.

Маккини — ветеран HP, он проработал здесь 32 года, хорошо знает компанию изнутри. Поэтому я попросил его оценить то, как может повлиять на положение HP общее ухудшение экономической обстановки в Кремниевой Долине. Вот его ответ: «Я застал те времена, когда Билл [Хьюлетт] и Дэйв [Паккард] заходили в наши рабочие комнаты. Их методы принятия решений совпадают с тем, как это делает Карли. С ними компания прошла через несколько периодов ослабления экономики, и никто и никогда не поддавался панике».

HP Opencall и ISM

Основной темой беседы с генеральным менеджером отделения HP Telecom Infastructure Джорджем Макгрегором стало интегрированное управление службами (Integrated Service Management — ISM), то есть предлагаемый поставщикам услуг комплекс средств создания, доставки и использования Web-служб, представляющий собой комбинацию аппаратного и программного обеспечения, а также служб от HP и ее партнеров. Он включает инфраструктуру хостинга, передачу голоса по IP, средства мобильного Internet-доступа, создание виртуальных частных сетей и многое другое.

Одним из важнейших средств реализации ISM является HP Opencall, семейство продуктов, обеспечивающее конвергенцию данных и голоса, передаваемых по сети.

Город кочевников

Директор по работе с пользователями в программе Cooltown Стюарт Фишер представил наиболее «фасадную» составляющую футуристического проекта по развитию Web-служб, называемого Cooltown. Ключевое слово для него — безусловно, nomadic, буквально переводимое как «кочевник». Кочующим называют пользователя, который использует мобильные устройства для доступа к ресурсам, находящимся дома, на работе, в торговых учреждениях, в любой точке окружающей среды. Следовательно, его инструментом для доступа в сеть должны быть ручные устройства с беспроводными средствами коммуникаций с гетерогенной средой. Такими устройствами могут быть цифровые камеры, телефоны, PDA, использующие инфракрасный или коротковолновый диапазоны или сотовую связь.

Проект Cooltown разрабатывается в исследовательском центре HP Labs, в отличие от других проектов, в большей степени ориентированных на бизнес. В Пало-Альто уже существует демонстрирующий недалекое урбанизированное будущее макет Cooltown, который представляет собой относительно небольшой зал, оформленный в духе того самого знаменитого гаража Хьюлетта и Паккарда. В нем пять площадок: жилая комната, автомобиль, магазин одежды, пункт проверки багажа и зал ожидания в аэропорту. На всех площадках, где только возможно, используются мобильные технологии. В этом году аналогичные демоцентры открываются в Европе и Азии.


Десять правил гаража HP

  1. Верь, что ты можешь изменить мир
  2. Работай быстро, будь готов к действию, работай как никогда
  3. Знай, когда работать одному, а когда вместе с другими
  4. Делись опытом, идеями. Доверяй своим коллегам
  5. Никакой политики. Никакой бюрократии
  6. Заказчик определяет качество работы
  7. «Радикальные идеи» не означает «плохие идеи»
  8. Изобретай разные способы работы
  9. Вноси свой вклад в общее дело каждый день
  10. Верь, что вместе мы можем сделать все