На рынке серверов происходит революция, которую, правда, можно и не заметить, поскольку она начинается не с корпоративных центров данных, а в области коммутируемых сетей связи и индустриальной автоматизации.

Джон Гантц — старший вице-президент IDC. С ним можно связаться по адресу jgantz@idc.com.

Когда-то серверами называли компьютеры среднего класса и мэйнфреймы, при том что основные архитектурные новации касались операционных систем и числа процессоров.

Ситуация начинает меняться. Серверы переводят на более открытые или стандартные операционные системы, такие как Windows или Linux, и стремятся превратить их в более специализированные по возложенным на них функциям системы.

Серверы общего назначения известных брэндов уступили свое место серверам с предварительно установленным программным обеспечением, затем — устройствам, оптимизированным для конкретного типа рабочей нагрузки с предустановленным программным обеспечением.

В итоге стали создаваться аппаратно-программные конфигурации, рассчитанные на вполне определенный тип рабочей нагрузки или конкретное приложение, которые также называют серверными приставками. Своего рода «ратификацией» перехода на подобные системы в прошлом году стало появление большого разнообразия монтируемых в стойку серверов, например ProLiant DL корпорации Compaq Computer или Netra 220R и 420R от Sun Microsystems. В первом квартале 2000 года монтируемые в стойку серверы составляли около 15% объема выпуска всех серверов младшего класса. К третьему кварталу этот показатель удвоился.

Но это было всего лишь начало. В текущем году нам предстоит следующее.

  • Выпуск серверов на основе архитектуры InfiniBand, которая должна заменить шины PCI.
  • Новое, усовершенствованное ПО управления рабочей нагрузкой для динамически меняющейся конфигурации серверов с целью оптимального распределения нагрузки.
  • Новые процессоры с предельно низким уровнем энергопотребления, которые позволяют создавать комплексы из сотен серверов, монтируемых в стойку.
  • Так называемые серверные «лезвия» — компьютеры, состоящие из одной системной платы, которые можно размещать в стойках и объединять в более крупные системы, базирующиеся на современной архитектуре cPCI («компактный» вариант PCI).

Представьте себе следующее. Вместо одного большого сервера в центре данных используются стойки серверов, набитых до отказа серверными «лезвиями», каждый из которых имеет собственную память, процессор и сетевые интерфейсы.

На каждое такое «лезвие» может динамически загружаться программное обеспечение, оптимизированное с учетом специализации данного «лезвия», например обработка электронной почты, обеспечение защиты Internet-систем или кэширование информационного наполнения. Утром вам может понадобиться шесть «лезвий» для обработки электронной почты, и только два для той же цели по окончании рабочего дня, так что остальные четыре можно использовать для других функций.

«Лезвия» уже применяются в телекоммуникациях, в оборонной отрасли, рентгенологии и в промышленности. Подобные системы выпускают такие производители, как Force Computers, компания Motorola Computer Group и Ziatech, которую недавно приобрела корпорация Intel. Аналитики International Data Corp. считают, что названные производители развивают эти линейки продуктов в первую очередь с учетом требований совершенствования инфраструктуры Internet (в частности, продавая их провайдерам, число абонентов которых измеряется сотнями тысяч), и затем, по мере наработки соответствующего программного обеспечения, для корпоративных центров данных.

Что ждет пользователей в случае, если новые технологии начнут активно применяться владельцами крупных корпоративных сетей, а также провайдерами Internet?

Во-первых, может остро встать вопрос о несоответствии аппаратных возможностей стоек с серверными «лезвиями» и программного обеспечения, необходимого для управления ими и динамического изменения конфигурации.

Программы можно разработать и самостоятельно, но придется обратить особое внимание на возможность гарантировать конечным пользователям требуемую эффективность.

Во-вторых, необходимо получить определенные новые навыки в области технической поддержки, обслуживания, управления системами и архитектуры.

Наконец, тем, кто не сумеет адаптировать новые технологии в течение, скажем, пяти лет, придется попросту передать свои нынешние центры данных на сопровождение независимым внешним организациям.

Новые технологии обеспечат такой уровень гибкости и производительности, что соотношение сил между грядущими системами и современными серверами общего назначения, пожалуй, можно сравнить с превосходством атомных подводных лодок над дизельными буксирами. Выбор за пользователями.