Цель нового проекта — предоставление услуг широкополосного доступа населению Подмосковья

Кен Роджерс: «Применяемая в строительстве подмосковной сети технология задействована более чем у 80% поставщиков услуг КТВ во всем мире»

Голландская Russia Broadband Communications и ее дочерняя российская компания «Пентаком» объявили о начале коммерческой деятельности на телекоммуникационном рынке Подмосковья. Основной целью проекта «Пентакома» является предоставление широкополосных услуг населению городов — сателлитов Москвы посредством гибридной волоконно-коаксиальной (HFC) технологии. Частным абонентам будут предложены услуги кабельного телевидения, телефонии (с прямым московским номером), Internet, международной IP-телефонии и передачи мультимедийной информации. Всего в течение ближайших четырех лет новый оператор Подмосковья рассчитывает подключить к сети около 1 млн. квартир.

Как сообщил глава «Пентакома» (и одновременно президент голландской компании RBC) Кен Роджерс, применяемая в строительстве подмосковной сети технология задействована более чем у 80% поставщиков услуг кабельного ТВ во всем мире. Гибридная технология использует широкий диапазон частот (вплоть до 1 ГГц) в волоконно-коаксиальном кабеле, благодаря чему она способна обеспечить намного большую пропускную способность, чем сети, построенные на витой медной паре, и радиодоступ.

Абонентам «Пентакома» будут предоставлены каналы доступа в Internet емкостью 1 и 10 Мбит/с. За неограниченный доступ с одного клиента планируется ежемесячно взимать 20 и 50 долл. соответственно. По большому счету, средний частный пользователь Internet, проживающий в столице и имеющий подключение по телефонной линии, тратит в месяц от 15 до 20 долл. Однако при сравнимой стоимости услуг скорость доступа будет различаться на порядки. Потенциальная аудитория потребления услуг высокоскоростного Internet-доступа, по словам Кена Роджерса, в Московской области огромна: в многочисленных «наукоградах» имеются дома, все жители которых являются владельцами ПК.

Вместе с тем услуги Internet посредством гибридной сети будут далеко не самой главной доходной частью бизнеса «Пентакома». Руководители компании делали особый акцент на телефонизации населения и кабельном телевещании. Понять их можно. Строительство всей сетевой инфраструктуры в городах Московской области потребует 250 млн. долл., и эти средства легче всего вернуть путем установки телефона, который обойдется абоненту в 700 долл. Это хоть и недешево, но возможность установки телефона в квартире считается гораздо более весомым аргументом для расходования семейного бюджета, нежели подсоединение к Internet. По оценке инициаторов проекта, в городах Подмосковья очень много людей ожидают своей очереди на подключение к местной телефонной сети, поэтому такое предложение должно быть воспринято с энтузиазмом.

Кабельное телевидение — более дешевая услуга. Это также логично, ибо буквально каждый житель города пользуется обычным эфирным телевещанием и, таким образом, получает минимальный «пакет» информационных услуг. Но и в этом случае кабельное телевидение, по прогнозам Роджерса, будет приносить компании определенный доход. В настоящее время пакет из восьми телеканалов, которые доставляются по сети «Пентакома» жителям Мытищ (именно там была запущена первая очередь проекта), поставляется бесплатно, но, когда количество телеканалов достигнет 30, оператор будет взимать с пользователей 200 рублей в месяц. По предварительным расчетам, платными услугами кабельного телевидения воспользуются 800 тыс. абонентов, тогда как телефонизированными с помощью «Пентакома» окажутся только 300 тыс. человек.

Задача наращивания абонентской базы пользователей Internet по волоконно-коаксиальной сети осложняется тем, что персональные компьютеры, которые стоят в квартире каждого «наукоградца», пригодятся лишь в том случае, когда дополнительно приобретается кабельный модем (стоимостью 250 долл.) и происходит подключение по 10-мегабитному каналу (по тарифу 50 долл. ежемесячно). В противном случае в качестве терминального устройства предлагается использовать телевизор, оснащенный специальным декодером, который «Пентаком» будет устанавливать у абонентов за 75 долл. Возможно, в силу этих причин руководство подмосковного оператора не стало сообщать конкретные планы по количеству абонентов доступа к Internet.

Вообще говоря, именно низкая платежеспособность жителей подмосковных городов, а не конкуренция с местной Электросвязью (как это упоминается в ряде СМИ), может помешать компании претворить в жизнь намеченные планы. Ведь 1 млн. квартир в 30 городах Московской области — это примерно 80% населения, именно такую аудиторию компания рассчитывает охватить услугами широкополосной сети. Насколько известно, ни один из действующих операторов (включая зарубежных) не добивался столь глубокого проникновения в жилой сектор. А даже 200 рублей за КТВ (не говоря уже о 20 долл. за Internet-услуги) для значительной части людей, проживающих в охваченных безработицей «наукоградах», немалые деньги.

Такую точку зрения подтверждает генеральный директор компании «МТУ-Интел» Николай Репин. У этого провайдера в городах области установлено множество узлов доступа, на которых анализируется трафик, потребляемый местными абонентами. По словам Репина, Мытищи сильно отличаются даже от города Пушкино, находящегося всего в нескольких остановках пригородной электрички. В пересчете на душу населения трафики (и платежи за услуги) различаются в два-три раза, и объяснение этому феномену может быть только одно — разный уровень доходов. Другое дело, если проект «Пентакома» перейдет в социальную плоскость. То есть если органы местного самоуправления (администрация Московской области и входящих в зону обслуживания районов) признают его социально значимым, а значит, субсидируемым из бюджета. Определенные резоны так думать есть — ведь один из 30 телеканалов планируется предоставлять областной администрации, а еще один — для нужд городского муниципалитета. Что касается областной Электросвязи, то даже если она захочет вставлять палки в колеса, вряд ли из этого что-либо получится: «Пентаком» пользуется благосклонностью местной власти, строит собственную сеть доступа и предоставляет телефонные номера МГТС.

В случае удачного эксперимента в Московской области подобные проекты будут развернуты в других регионах России, где конкурентная и социально-экономическая ситуация близка к подмосковной. Во всяком случае, «Пентаком» уже запасся для этого необходимыми лицензиями от Минсвязи России.