Европейцы хотят видеть Россию не только в качестве «последователя»

Фабрицио Сестини надеется на вовлечение российских научно-исследовательских кругов в реализацию программы IST

Наша страна, осознав свои европейские корни, начала активно двигаться навстречу объединяющемуся континенту. Самым значительным шагом, подчеркивающим эти намерения, можно считать «Концепцию развития сухопутной подвижной связи на период до 2010 года», которая в плане развития технологий приветствует все европейское и отвергает все американское. Однако европейцы хотят видеть Россию не только в качестве прилежного подражателя, усердно взращивающего на своей ниве идеи и опыт, рожденные за границей, но и инициатора перспективных технологических разработок, коим, возможно, уготовано место среди новых европейских стандартов.

С этой целью в Москву на форум «Мобильные системы 2001» прибыла делегация Европейской комиссии во главе с Фабрицио Сестини, членом дирекции программ IST (Information Society Technologies). Сестини выступил на первом пленарном заседании конференции, организованной в рамках бизнес-форума, и рассказал о деятельности Европейской комиссии, направленной на ускоренное развитие информационных технологий в пределах единого европейского пространства.

Программы IST являются центральной осью, вокруг которой происходит консолидация научно-прикладной деятельности различных академических учреждений и коммерческих компаний. При этом дирекция располагает собственным бюджетом в размере 3,6 млрд. долл., который предназначен для финансирования научно-технических работ. Важнейшим блоком программ IST, наряду с развитием микроэлектроники, разработкой программных средств и технологий, является сегмент «Мобильные персональные коммуникационные системы, включая спутниковую связь». В настоящее время он насчитывает более 40 отдельных проектов, начиная с практически никому не известных и заканчивая всемирно знаменитым BRAIN.

Представители Еврокомиссии особо подчеркивали, что программа IST открыта для сотрудничества с любыми заинтересованными организациями, которые желают участвовать в разработках перспективных технологий совместно с ведущими европейскими научными учреждениями, а также крупнейшими производителями и потребителями будущих технологий. Например, в том же проекте BRAIN наряду с двумя научными организациями фигурируют Nokia, Siemens, Alcatel, France Telecom и другие гранды мирового телекоммуникационного рынка. Значительную часть финансирования научных работ в таких проектах берут на себя именно транснациональные корпорации. От российской стороны европейцы ожидают самого малого — проявить встречную инициативу и предложить на рассмотрение дирекции IST описания тех проектов, которые ныне ведутся в умирающих от безденежья отраслевых НИИ и академических институтах.

К сожалению, сами наши соотечественники были вынуждены констатировать прискорбный факт: российская наука не может и не хочет идти в ногу со временем. Не может по известной причине отсутствия средств и непрекращающейся «утечки мозгов», а не хочет — по причине, не поддающейся вразумительному толкованию. Любопытно, что несколько лет назад Фонду Сороса удалось завоевать почет и уважение в российской учебно-академической среде, тогда как европейские программы развития информационных технологий пока не находят столь горячего отзыва. Во всех проектах IST, относящихся к сегменту мобильных персональных коммуникаций, не нашлось ни одного российского участника.

Однако Сестини и его коллеги из московского Международного центра научно-технической информации (МЦНТИ) надеются рано или поздно изменить отношение к инициативе IST со стороны отраслевых НИИ, учебных и научных заведений, работающих в сфере связи. Обидно только, что, возможно, будет опять поздно. Нынешним летом заканчивается формирование очередного пятилетнего цикла программ и рассмотрение заявок на участие в проектах сегмента мобильных коммуникаций. К существующим пулам проектов, посвященным отдельным технологическим направлениям, добавится новый кластер проектов, объединенных под названием Location Based Services, наиболее актуальной на сегодняшней день методики повышения потребительской привлекательности услуг персональной мобильной связи.