В новый век компания вступает с вполне прозрачной производственной программой

Те, кто приобщился к персональным компьютерам с самого момента их появления или хотя бы начиная с победного шествия 286-й модели в «московской конфигурации», помнят: «Борланд» всегда оставался «Борландом», каким бы метаморфозам он ни подвергался. «Народная марка» настолько прочно вошла в профессиональный лексикон, что иначе не получается, как писать ее по-русски и в мужском роде. Во времена Великой Отечественной подобным образом называли грузовики «Студебеккер» и джипы «Виллис». Поначалу компания ничем не уступала своим более крупным собратьям, и позже, когда масштабы Microsoft превысили все мыслимые размеры, меньший на порядки «Борланд» во всем мире оставался одним из самых популярных и узнаваемых брэндов. В этом весьма просто убедиться: сделав поиск по имени любого из его продуктов по Сети, вы обнаружите сайты на десятках языков — не многие фирмы отличаются таким интернациональным признанием. Но при всей своей популярности последнее время «Борланд» вел странное двойное существование, как бы скрываясь под личиной Inprise, в то же время оставаясь «Борландом». Так продолжалось до конца 2000 года, когда маски были сброшены, произошла, прямо скажем, долгожданная реинкарнация, и «Борланд» снова стал «Борландом».

О превратностях судьбы компании удалось поговорить с двумя зарубежными представителями «Борланда», побывавшими в феврале в Москве: региональным менеджером по восточному региону Людовиком Невью и директором по программным продуктам по этому же региону плюс вся Европа и Африка Лораном Серафином. В нашей беседе, состоявшейся в редакции еженедельника Computerworld Россия, приняли самое активное участие сотрудники московского «Борланда» Кирилл Раннев и Сергей Орлик. Их опыт общения с программными продуктами, да и просто стаж работы в компании заметно больше, чем у гостей, поэтому сделанные ими в ходе беседы комментарии оказались очень значимыми.

Позже, в марте, состоялась обещанная презентация нового продукта Kylix, работающего в среде ОС Linux, существенно расширяющего спектр инструментов для разработки программ.

Витки эволюции

Со слов моих собеседников складывается следующая эволюционная картина развития компании. (На самом деле «Борланд» никуда и не исчезал, просто были трансформации названия, отражающие попытки руководства приспособиться к изменениям в окружающей бизнес-среде.)

Можно говорить о нескольких периодах в существовании компании, по крайней мере, о двух — до и после появления Windows. «До» — компания была ориентирована на создание средств для разработки. В те времена это было всего-навсего сочетание текстовых редакторов, компиляторов и отладчиков в некоей удобной оболочке. Конкурентов было немного, большинство других софтверных компаний создавали продукты, предназначенные конечным пользователям, — многочисленные редакторы, электронные таблицы, базы данных и даже интегрированные пакеты приложений, прообразы Microsoft Office, почему-то не пользовавшиеся особой любовью.

«После» — загипнотизированные триумфом офисных систем Microsoft искатели удачи пошли стройными рядами тем же путем. В этот поток влился и «Борланд» со своим Borland Office, вобравшим в себя целый ряд известных на тот период времени продуктов, например, текстовый процессор WordPerfect, СУБД Paradox и Interbase.

Но по понятной причине ни одному из них удача не улыбнулась — тот, кто владеет операционной системой, тот владеет миром. Windows дала такую технологическую фору Microsoft, что позволила уйти в непреодолимый отрыв и, что чрезвычайно важно, изменить политику цен на массовые продукты: цены на них упали в разы. В итоге другие компании, выпускавшие офисные пакеты или их составляющие, должны были срочно предпринимать какие-то неординарные шаги во спасение или умереть.

Один из понятных способов спасения — изменить сферу приложения сил; в качестве удачного примера перемены профиля деятельности можно привести деятельность компании Lotus Development. Вот и в «Борланде» с начала 1995 года решили покончить с офисной «полифонией» и под лозунгом Back to the roots сконцентрировать усилия на том сегменте рынка, где компании сопутствовал первоначальный успех, — на средствах разработки, но теперь уже на новом уровне. Так завершился первый виток спирали.

Kylix как программный продукт — это, по существу, тот же Delphi, но перенесенный в среду операционной системы Linux

Середина 90-х стала золотым периодом для двухзвенной модели клиент-сервер, теперь понемногу вытесняемой многозвенными моделями. Развивая это направление, в «Борланде» сделали несколько удачных приобретений. В 1996 году была куплена компания Open Environment, специализировавшаяся на программном обеспечении промежуточного слоя; продукт Entera поддерживает среду OSF Distributed Computing Environment. Затем, в конце 1997-го, «Борланд» приобрел еще одну компанию — Visigenic Software, одного из признанных лидеров в области CORBA. Плюс к тому у компании был и остается свой собственный задел для поддержки разработок распределенных приложений в среде Windows. Таким образом, в одних руках оказались все три компонента для разработки распределенных приложений. Направление DCE, более традиционное для США, чем для остального мира, в России особо и не продвигалось. Когда появился новый и более перспективный правопреемник в лице CORBA, в московском офисе «Борланда» ему было уделено максимальное внимание.

С новым пакетом предложений компания могла выступить не только в качестве поставщика инструментальных средств для разработки настольных систем, но выйти на уровень корпоративных информационных систем. Вот тогда и отказались от исходного имени, видимо, стремясь сменить имидж. Назвав себя INPRISE (от INtegrated enterPRISE), компания заявила о посягательстве на большее. Не исключено, что переименование было еще и данью объединения с Visigenic, которая не хотела видеть себя просто купленной. Но отказ от имени, данного при рождении, плохо прививался в массах, и особенно им не были довольны акционеры. Поэтому в 1998 году на очередном этапе «улучшения управленческой команды» было решено вернуться к старому названию, но с небольшими изменениями; если раньше компания называлась Borland International, то теперь полное название звучит так: Borland Software Corporation. Этот процесс переименования затянулся надолго и закончился в конце января 2001 года.

Что же получилось в итоге? В XXI век «Борланд» вступает компанией, имеющей вполне прозрачную производственную программу, которая удачно вписывается в спектр потребностей разработчиков разных уровней. Большинство продуктов компании хорошо известны отечественным специалистам и не нуждаются в дополнительном представлении, но IB DataBase (под этим именем в России продается СУБД InterBase), AppServer и Kylix заслуживают того, чтобы поговорить о них особо.

IB DataBase

Эта СУБД в коммерческих версиях 5.5 и 5.6 известна довольно давно, однако в последнее время появилось ощущение какой-то стагнации, что побудило поинтересоваться у моих собеседников ее будущим. Оказывается, появление IB DataBase 6.0 не за горами. Новый состав менеджмента компании решил развивать СУБД в двух направлениях: в традиционном, как коммерческий продукт, и в альтернативном, по модели открытого кода. Такая ориентация, несомненно навеянная успехами Linux, призвана привлечь широкую программистскую общественность к развитию и совершенствованию СУБД.

Сервер приложений Borland Appserver

В декабре дебютировала последняя версия Borland AppServer 4.5; в Москве она была представлена в феврале. От предшествующей версии она отличается тем, что прошла тест на совместимость с платформой Java 2 Enterprise Edition. Сегодня удовлетворение требованиям этого теста является практически обязательным для серверов приложений. Новую версию отличают:

  • Rapid Enterprise Integration и VisiConnect, играющие роль J2EE-коннектора к традиционным приложениям;
  • интеграция с CORBA и улучшенные производительность и масштабируемость при работе с VisiBroker for Java;
  • интегрированный Web-механизм Apache Tomcat, поддерживающий Servlet 2.2 и JSP 1.1;
  • технология HotSwap, поддерживающая работу в режиме 24x7x365 и позволяющая выполнять «горячую» модернизацию Enterprise Javabeans без остановки системы;
  • дополнительная возможность использовать пакет Borland Security Service 4.5.

Kylix

В марте состоялось официальное объявление инструментария Kylix, появление которого было окружено множеством предположений. В античной Греции так назывался сосуд для питья с двумя носиками; в данном случае тоже обнаруживается некая двунаправленность — как программный продукт это, по существу, тот же Delphi, но перенесенный в среду ОС Linux. Таким образом, Kylix становится пока единственной Linux-технологией, которая объединяет в себе быструю компиляцию, графические средства для разработки и доступ к СУБД. Для работы с базами данных Kylix включает драйверы dbExpress для СУБД Oracle, DB2, InterBase и MySQL. Как Delphi и C++ Builder, он включает объектно-ориентированные языки программирования, компонентную архитектуру, расширяемую интегрированную среду разработки, средство для создания графических интерфейсов, доступ к СУБД и средствам для создания приложений.


«Борланд» сегодня

Совокупность продуктов корпоративного назначения, предлагаемых сегодня компанией Borland, делится на три основные категории

  • Для быстрой разработки приложений (RAD — Rapid Application Development): Enterprise Studio, C++ Builder, Delphi, Jbuilder и Kylix
  • Для развертывания (так звучит «фирменный» перевод для многозначного слова deployment), то есть для информационной инфраструктуры предприятия: IB DataBase (InterBase), AppServer, Security Service и VisiBroker
  • Для управления и мониторинга прикладной инфраструктуры предприятия: AppCenter
  • Среди программистов пользуются популярностью и традиционные инструменты — MIDAS, Borland C++, Borland Turbo C++ Suite, Pascal, SQL Links, Turbo Assembler