Интеграция сетей передачи голоса и данных дает множество преимуществ

IP-телефония — вторая волна электронного бизнеса. Она служит необходимым условием появления всех будущих мультимедийных приложений.
Джон Рот, президент компании Nortel Networks

Интеграция сетей передачи голоса и данных дает корпоративным пользователям множество преимуществ — от упрощения администрирования до существенной экономии затрат. Очевидно, что вложения в подобные системы должны окупаться, однако осознание этого факта происходит не столь быстро.

Передача голоса и данных по единой сети дает самоочевидную экономию на оплате телефонных счетов, на стоимости администрирования и затратах на оборудование. Кроме того, объединенная сеть в будущем избавит от проблем, связанных с интеграцией новых технологий, таких как потоковое видео и электронная коммерция. Однако несмотря на все эти очевидные преимущества, конвергенция сетей по-прежнему остается довольно туманной перспективой.

Первоначальные решения, такие как сети данных ISDN, обеспечивающие скорость 64 Кбит/с и способные напрямую взаимодействовать с существующими офисными АТС, оказались ненадежными и потому непопулярными. Кроме того, вложения в технологию офисных АТС не могли перекрыть растущие потребности организаций в передаче данных.

Между тем благодаря бурному развитию Internet вложения в IP-технологии постоянно росли. Этот процесс сделал задачу передачи голоса и данных по IP-сетям возможной и реальной. Представители компаний-интеграторов утверждают, что их заказчики получают реальную экономию, что, несомненно, положительно влияет на степень их удовлетворенности и повышает доверие к интеграторам.

Однако передача голоса уже не является единственной задачей, поскольку все большая ориентация Internet на передачу мультимедийных данных привела к созданию новых приложений, требующих еще большей пропускной способности. Джон Рот, президент компании Nortel, называет IP-телефонию «второй волной электронного бизнеса». Задача текущего момента состоит в интеграции разнородных приложений в рамках единых сетей, а также в достижении максимальной отдачи, которую заказчики могут получить от вложений в увеличение пропускной способности сети.

IP для всей сети

В Cisco Systems называют свой подход к данному вопросу архитектурой для голоса, видео и интегрированных данных (Architecture for Voice, Video and Integrated Data — AVVID). AVVID представляет собой основанную на IP законченную масштабируемую архитектуру локальной/глобальной сети, которая может применяться как в небольшой фирме, так и в крупной организации, имеющей несколько офисов. Телефоны (реальные аппараты, либо интегрированные программные телефоны, работающие на ПК) рассматриваются в IP-сети как конечные станции, а телефонные звонки внутри сети — как IP-пакеты. Только в тех случаях, когда звонки должны пересечь границу корпоративной сети, они незаметно для звонящего коммутируются в обычные телефонные вызовы. Это дает значительную экономию на телефонных звонках. Для интеграторов подобный подход также очень полезен, поскольку базовым протоколом для всей сети является IP: компания, занимающаяся развертыванием сети, может применять протокол PPP, frame relay, ATM, DSL, SONET и любую иную IP-совместимую технологию наиболее эффективным образом.

3Com придерживается собственного подхода к интеграции голоса и данных, называемый CommWorks. Являясь фактически сквозной платформой, CommWorks исповедует многоуровневый принцип перехода с устаревших технологий на интегрированные сети. Уровень «обработки носителя» (media processing) отвечает за интеграцию нескольких видов трафика в нескольких сетях доступа, обеспечивая бесшовное взаимодействие IP-сетей, телефонных, кабельных и беспроводных сетей. Второй уровень, уровень «обработки сигналов, контроля и управления» (signalling, control and management), служит связующим звеном между протоколами, обеспечивая прозрачную передачу сетевого трафика по разнородным сетям. И наконец, уровень «создания услуг» (service creation) позволяет провайдерам интегрировать существующие узлы управления услугами с пакетными сетями следующего поколения, что снижает затраты на разработку.

Новые поклонники IP-телефонии

Существует, конечно, и другая сторона процесса конвергенции телефонии и передачи данных. Ряд крупных телекоммуникационных компаний уже осознал преимущества, которые IP-сети сулят их «телефонным» клиентам. Среди них — Alcatel и Nortel.

Alcatel предлагает DAVe (Data And Voice E-commerce). Главный принцип, положенный в основу DAVe, это «прозрачная конвергенция», при которой объединение голоса и данных, как и сам процесс переноса, невидимы для пользователей. Традиционная офисная АТС заменяется на IP-сервер (модель 4400 IP PCX), в состав которого входит программа обработки голоса. Сервер определяет уровень качества «сетевого» звука, и если он оказывается неприемлемым для голосовых вызовов, передает вызов на традиционный аппаратный коммутатор.

Nortel также предлагает законченное решение для IP-телефонии, способное удовлетворить потребности небольших и средних организаций. И хотя у системы Business Series не столь емкое название, она обеспечивает IP-коммуникации, поддержку приложений электронной коммерции с интеграцией голоса и данных, IP-маршрутизацию, управление посредством Web-браузера, возможность выбора между аппаратным коммутатором и IP-телефонией, а также средства обеспечения гарантированного уровня обслуживания (QoS — Quality of Service) в локальных и глобальных сетях. Business Series состоит из Business Communications Manager — универсальной программы для реализации всех функций IP-телефонии в небольшой организации — и Business Policy Switch, нового продукта, обеспечивающего QoS.

Возможности для интеграции

Джон Рот, президент компании Nortel, оценивает перспективы интеграторов на рынке IP-телефонии как «безграничные». По его мнению, они не сводятся лишь к продаже оборудования — мощные интеграционные процессы заложены в работе с приложениями и при встраивании новых функций в имеющееся у заказчиков оборудование. Вместе с тем он предостерегает от применения подхода «все или ничего»: «Мы не считаем, что необходимо полностью заменять существующие системы, то есть, просто выбросить старые сети и офисные АТС и поставить на их место новое оборудование. На наш взгляд, можно взять уже имеющееся оборудование и модернизировать его».

Все упирается в качество

Когда IP-сеть становится перегруженной, пакеты начинают «бороться» друг с другом за место в канале. Это может приводить к длительным задержкам, потерям пакетов и даже к полному сбою в передаче. Когда такие проблемы проявляются при телефонных разговорах, качество воспроизведения речи становится неприемлемым. Препятствием к эффективному использованию IP-телефонии всегда служила недостаточная пропускная способность каналов, но даже при сегодняшних гигабитных сетях конфликты между передаваемыми пакетами по-прежнему могут оставаться серьезной проблемой. Решение этой проблемы называется «качеством обслуживания» (QoS — Quality of Service). В целом QoS означает, что пакеты, содержащие речевую информацию, получают более высокий приоритет, чем пакеты, в которых по сети передаются обычные данные. Благодаря этому возникающие задержки в сети будут меньше влиять на качество телефонных разговоров.


3Com NBX 100

3Com NBX (Network Business Exchange) сочетает в себе функции телефонной системы и локальной сети. Это означает, что сотрудники компании могут использовать голосовые приложения, доступ в Internet и приложения локальной сети одновременно и по единственному кабелю, подключенному к их настольным ПК. Система обеспечивает полный набор функций офисной АТС, а также унифицированную обработку сообщений с автоматической доставкой голосовой почты в почтовые ящики пользователей. Управление посредством браузера либо с помощью собственной программы 3Com NetSet — позволяет администратору выполнять такие функции, как перемещение, добавление и изменение элементов сети.

Cisco Catalyst 4000

Семейство коммутаторов Catalyst 4000 с высокой плотностью портов поддерживает коммутацию на скорости 1000/1000 Мбит/с, расширенные многоуровневые функции, IP-маршрутизацию, функции голосового шлюза и службы голосовой сети. Устройства обладают улучшенными функциями управления, такими как обнаружение телефонов, расширенная поддержка QoS и средства виртуальной локальной сети. Кроме того, Cisco поставляет средства управления, обеспечивающие отображение состояния сети и контроль за ней. Централизованное управление осуществляется посредством ПО CiscoWorks, а службы голосовой сети управляются из программы CallManager.

Alcatel OmniPCX 4400

УАТС Alcatel OmniPCX 4400 на базе IP управляет коммуникациями в соответствии с типом обслуживания и обеспечивает экономию затрат за счет выбора сети с наилучшими показателями повременной стоимости. Это расширяет выбор — сеть VoIP (voice over IP), frame relay, ATM или даже традиционная сеть с аппаратной коммутацией. Благодаря использованию пакетной технологии передачи голоса OmniPCX 4400 обеспечивает функции QoS — интегрированный IP-шлюз следит за ошибками и задержками в передаче голосовых пакетов, и если качество становится неприемлемым, связь переключается на другую сеть. В то же время система сохраняет полный набор услуг независимо от возможностей сетевой инфраструктуры.

Nortel Business Policy Switch 2000

Business Policy Switch представляет собой 24-портовый коммутатор Ethernet 10/100 Base-T уровня 2, обеспечивающий возможность объединения в стек, высокоскоростные восходящие каналы, классификацию пакетов на уровнях 3 и 4, управление приоритетами трафика и функции QoS. Коммутатор также оснащен функциями IP-классификации и управления трафиком, которые гарантируют доступность сети для таких приложений, как IP-телефония и потоковое видео.