Взлеты и падения Internet-компаний

Определение

Рыночная стоимость — это оценка инвесторами и аналитиками ценности компании. Рыночная стоимость может определяться с учетом активов, оборота, доходов, наличного оборота и иных факторов, характеризующих финансовые результаты работы компании.

Том Уаймен: «Я ожидаю снижения темпов роста оборота Amazon»

В экономике иногда используется термин greater fool theory («теория большего глупца»). Он служит для описания финансовых пирамид и афер на рынке ценных бумаг.

Идея состоит в том, что сами по себе схемы продажи акций и других финансовых операций ничего не стоят, и вкладывать в них средства имеет смысл только тогда, когда найдется больший «глупец», который приобретет у вас ценные бумаги или акции по более высокой цене.

К разочарованию недальновидных людей и так называемых «перспективных инвесторов» — то есть людей, которые инвестируют средства, когда кажется, что стоимость ценных бумаг растет, — поток «глупцов» рано или поздно иссякает, и цены падают до их реального уровня.

Один из основных вопросов, которые именно сейчас решают для себя инвесторы, состоит в следующем: снизится ли стоимость акций Internet-компаний до их реального уровня?

Именно в этой ситуации большое значение приобретает рыночная стоимость — параметр, определяющий ценность компании. Самый простой способ сделать вывод о стоимости компании — умножить цену акции на общее число непогашенных акций. Это то, что называется рыночной капитализацией компании. Если бы рынок был совершенным, рыночная капитализация и определяла бы истинную стоимость компании.

Другие способы оценки

Еще один способ определить ценность компании — подсчитать ее активы, в том числе производственные мощности и патенты на технологии и ноу-хау.

Оценить компанию можно, и проверив ее бухгалтерские книги, то есть выяснив, сколько у нее клиентов, каковы ее доходы и насколько быстро она рассчитывает расти в будущем.

Когда рынок резко ускорил свое развитие и пару лет назад началась эпоха Новой Экономики, аналитики Уолл-стрит утверждали, что Internet-компании следует оценивать с учетом их растущего потенциала, а не рентабельности. В итоге стоимость многих компаний, работающих в области высоких технологий, таких как Amazon.com, определялась на основе предполагаемого оборота или того, насколько быстро увеличивалось число посетителей Web-сайта.

«Оборот Amazon с 1998-го по 1999 год вырос на 170%. В текущем году, по нашим прогнозам, этот показатель составит 60%, — отметил Том Уаймен, аналитик компании J.P. Morgan & Co. — Другими словами, темпы роста заметно снижаются».

Уменьшение темпов роста оборота (и, как следствие, уменьшение оценки рыночной стоимости, базирующейся на данных предполагаемого оборота) объясняет, почему стоимость акций Amazon за год, с октября 1999-го по октябрь 2000-го, упала со 126 до 19 долл.

Гиганты отрасли

Уаймен отмечает, что рост оборота любой компании замедлится после того, как она достигнет определенного размера, но это вовсе не означает, что первые оценки были ошибочны. «Если оборот компании увеличивается на 60% в год, это очень высокий темп роста для компании розничной торговли», — считает Уаймен. — При годовом обороте более 1 млрд. долл. и ежегодном росте продаж на 60% показателям Amazon можно только позавидовать».

Но сейчас инвесторов больше интересует рентабельность и устойчивость роста компаний эпохи Новой Экономики. «Единственный показатель, позволяющий правильно оценить стоимость акций компании, — это ее способность зарабатывать реальные деньги», — считает Дэвид Зейл, аналитик фирмы Sands Brothers & Co.

Для того чтобы получить представление о финансовом состоянии компании, как отметил Зейл, инвесторы могут проанализировать данные о доходах, полученных компанией за довольно длительный срок, или сделать оценки будущих доходов, или изучить отчеты о денежном обороте.

Определить рыночную стоимость, скажем, компании Yahoo! намного сложнее, чем традиционных, давно существующих на рынке фирм, таких как Sears, Roebuck and Co., поскольку отсутствуют данные о развитии компании за достаточно длительный срок. Просто нет информации о финансовых показателях у компаний Новой Экономики, и этот сектор в целом остается terra incognita.

«Мы пока не знаем, кто выиграет, а кто проиграет, и какие денежные потоки соответствуют уровню победителя, — подчеркнул Уаймен. — Трудно сказать, должна ли компания стоить в 20 раз больше своего оборота, в 50 раз или в два».

В то же время Internet-компании и их инвесторы начали постепенно превращаться в солидные предприятия.

Реальность или фантазия?

«Меняется структура сообщества акционеров, — заметил Зейл. — В самом начале акционерами были ?перспективные инвесторы?. Теперь появилась новая группа людей, они действительно понимают, в чем состоит этот бизнес, и их волнуют не только вопросы доходов и денежного оборота».

«Как только информированные инвесторы начинают тщательно анализировать ситуацию в Internet-компаниях, они порой приходят к выводу, что вся эта шумиха безосновательна», — вступает в полемику с ним Джим Хорти, президент фирмы Horty & Horty, специализирующейся на определении рыночной стоимости молодых компаний. По его мнению, так происходит потому, что традиционной компании обычно начать электронный бизнес намного проще, чем Internet-фирме приобрести глубокие корни в конкретной отрасли.

Многие Internet-фирмы теперь сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны традиционных компаний и зачастую в этой борьбе проигрывают.

«Те традиционные торговые фирмы, которые хорошо представляют себе ситуацию в мире Internet, имеют свои собственные магазины в Сети, — подчеркнул Хорти. — И они намного лучше, чем Internet-компании, понимают, что такое торговля».