Специалисты УЭЗ посетили все европейские заводы, выпускающие оборудование для изготовления CD-R

Это в равной степени относится и к контрактным закупкам, причем как сложного промышленного оборудования, так и простейших товаров массового спроса.

И наверное, хорошо, что цены на оборудование для выпуска дисков CD-R у различных производителей особо не различаются (их отклонение от среднего уровня не превышает 5%), поскольку отсутствие возможности существенно сэкономить в этом случае не может превратить стоимость агрегатов в главный критерий выбора.

Хотя, как утверждает заместитель генерального директора Владимир Тряхонин, на УЭЗ с самого начала руководствовались исключительно соображениями качества. «Мы решили выбирать то оборудование, которое позволяет производить только качественные диски, потому что понимаем: лишь с такой продукцией можно выйти и закрепиться на рынке носителей CD-R», — уточняет он.

При этом специалисты предприятия ограничились изучением оборудования, производящегося в Европе. «На знакомство с японской продукцией мы даже не замахивались, поскольку это сопряжено в первую очередь со значительными организационными сложностями», — поясняет Тряхонин.

Специалисты предприятия посетили все известные европейские заводы (по имеющейся у них информации, в Европе шесть таких заводов), специализирующиеся на выпуске оборудования для изготовления дисков CD-R.

УЭЗ ставила потенциальным поставщикам оборудования главное условие: каждая из компаний должна была продемонстрировать реальную работу производимого ею оборудования на одном из заводов, выпускающем диски CD-R.

«Во время многочисленных поездок на предприятия мы общались как с технологами, так и со специалистами, занимающимися эксплуатацией оборудования. Благодаря этому мы получили возможность оценить как надежность самих агрегатов, так и качество выпускаемых на них дисков», — вспоминает Тряхонин.

«А однажды нам просто повезло, — продолжает он. — В Австрии мы посетили завод фирмы Koch (KDG), на котором собраны всевозможные типы выпускаемых в мире установок для производства дисков CD-ROM и CD-R. Инженеры, занимающиеся их обслуживанием, рассказали нам об оборудовании, указав на плюсы и минусы каждого агрегата».

Оказалось, что у альтернативных поставщиков близка не только стоимость оборудования, но и общая производительность линий по выпуску дисков CD-R, поскольку все они используют практически одни и те же литьевые машины, от которых и зависит главным образом продолжительность производственного цикла.

Учитывая накопленный в ходе производства дисков CD-ROM опыт, специалисты УЭЗ при окончательном принятии решения рассматривали оборудование только двух компаний — Steag и 4M (Multi Media Mastering & Machinery).

Почему в итоге выбор пал именно на 4M? Дело в том, что у завода уже установились хорошие связи с представителями 4M, а вот как сложились бы отношения с незнакомым партнером — Steag, — было неизвестно.

«Мы уже приобретали у 4M две установки Arcadia, которые эксплуатируем более двух лет. И в принципе довольны не только работой этих агрегатов, но и сервисом, который предоставляет эта фирма. Все равно любое оборудование ломается, но у нас сегодня нет проблем ни с запчастями, ни с горячей линией, услугами которой мы охотно пользуемся при ремонте оборудования», — поясняет Тряхонин.

У 4M завод закупил не только оборудование: фирма обладает полным набором собственных ноу-хау в области изготовления дисков CD-R.

При заключении контракта с 4M представители УЭЗ оговорили еще одно условие: при запуске линии специалисты 4M должны были доказать на конкретном примере, что диски, которые предполагается выпускать на уже установленном ими в России оборудовании, будут «нисколько не хуже, чем те, что продаются в настоящее время под известными торговыми марками».

С этой целью после запуска оборудования и изготовления первых CD-R специалисты 4M провели сравнительный анализ качества этих дисков с изделиями Sony, TDK, Verbatim, HP, Ricoh и др. (перечень сравнивавшихся дисков содержит десяток авторитетных торговых марок).

«По разным параметрам — а всего при оценке качества дисков учитывается порядка двух десятков факторов — наши CD-R не опускались ниже третьей позиции, а нередко даже занимали первое место», — утверждают представители завода.

При демонстрации производственного процесса особое внимание, к примеру, обращалось на наличие операции «смывки края». По словам начальника производства Константина Биенко, эта операция используется далеко не всеми производителями CD-R-дисков. Хотя ее исключение из техпроцесса приводит прежде всего к потере качества носителя, это дает производителю возможность «рапортовать» об увеличении выхода годных примерно на 5%. Кроме того, отсутствие этой операции и связанного с ней расхода растворителя позволяет приблизительно на 3-4% снизить себестоимость изготовления диска.

Вообще говоря, особых резервов для снижения себестоимости CD-R нет. Разве что попытаться использовать другой активный слой. Сейчас на УЭЗ для этих целей используется фталоцианин. Точнее сказать, состав на основе фталоцианина (у завода имеется соответствующая формула), поскольку все дело — в специальных добавках, гарантирующих необходимые свойства слоя при записи информации на него лучом лазера. (Подобные добавки как раз и определяют стоимость: 1 кг вещества, используемого для изготовления активного слоя, стоит примерно 30 тыс. долл.)

Вся технология, используемая на УЭЗ, «подстроена» под конкретный активный слой. А потому, если менять химический состав слоя, придется корректировать и технологию. «Конечно, можно закупить дешевый состав, а потом самим разрабатывать технологию, добиваясь при этом хорошего качества дисков. Однако на это уйдут, может быть, годы. Сегодня мы не можем этим заниматься», — поясняет Тряхонин.

Тем не менее, по его признанию, завод «не может отказываться от всего, что уменьшит себестоимость дисков». А посему к исследованиям и разработкам в области создания вещества для активного слоя подключены сотрудники Уральского отделения Российской академии наук. Благо в составе закупленного комплекта оборудования имеется специальная лаборатория, позволяющая экспериментировать с активным слоем. Увы, по мнению заводчан, на успех в этом деле расчет невелик.

В отечественных условиях пока невозможно производить не только вещество для качественного активного слоя, но и поликарбонат — основу носителя. Порошок из сверхчистого поликарбоната также закупается за рубежом. По словам руководителей УЭЗ, практически все необходимые для производства CD-R исходные материалы импортируются.

К счастью, возможно, исключение все же будет. На официальной церемонии открытия производства CD-R представитель Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов подарил руководителям УЭЗ «мишень» из чистого серебра весом 4,5 кг (так называется сложным образом профилированная деталь, используемая для нанесения на CD-R отражающего слоя), доказав тем самым возможность изготовления подобных изделий в российских условиях.

Не очень обнадеживает и ситуация с упаковкой новых дисков. Хотя в России есть несколько заводов, которые занимаются производством пластмассовых коробочек, как сообщил коммерческий директор УЭЗ Андрей Бранц, на сегодняшний день завод практически не покупает их продукцию.

По его словам, УЭЗ не имеет постоянного поставщика упаковочных коробочек и приобретает их в различных местах, руководствуясь двумя критериями: ценой и качеством.

Качество пластмассовых футляров определяется как качеством сырья, используемого для их изготовления, так и соблюдением технологии литья. Из-за отклонений от предписанных режимов коробочки могут иметь плохую прозрачность и износостойкость, покрываться трещинами. Углубление, фиксирующее диск в футляре, может оказаться неплоским (тогда носитель не будет держаться), а пружинящие «реснички», удерживающие диск в углублении, — отламываться. «Учитывая все эти нюансы, мы и выбираем поставщика», — поясняет Бранц.