Семинар компании Quarta Telecommunications «Cистемы биллинга для Internet-провайдеров»

В ряду прочих тематических дискуссий обсуждение проблем биллинга всегда вызывает повышенный интерес у операторов связи. Вероятно, это связано с тем, что в России нет пока ни одного систематического мероприятия, в полной мере отражающего значимость данного вопроса для операторского бизнеса. Поэтому сегодня любая по масштабности и представительности участников акция, освещающая проблемы биллинга, фактически обречена на успех.

Так было и на семинаре, организованном компанией Quarta Telecommunications, которая впервые представила вниманию специалистов тиражируемую систему биллинга Tizona. Система ориентирована на Internet-провайдеров, которые предоставляют своим клиентам услуги основных телематических служб, а также услуги наподобие хостинга. Несмотря на то что Quarta вряд ли успела зарекомендовать себя как крупный поставщик решений биллинга, продолжительность семинара на несколько часов превысила запланированную. Главной причиной «выхода за график» явился поток вопросов, адресовавшихся буквально каждому докладчику.

Впрочем, дополнительную авторитетность семинару придавало участие в нем другого, более известного игрока на рынке автоматизированных систем расчетов (АСР, или, проще говоря, биллинга), компании «Атлант-Информ», а также выступление инженера Испытательной лаборатории АО ММТ Валерия Медведева, посвященное сертификации биллинговых решений в системе «Электросвязь».

Как и любое новое веяние в телекоммуникационной отрасли, технологии биллинга переживают сегодня болезненный период становления стандартов и определения руководящей и направляющей роли государства в этом процессе. Согласно документам Минсвязи, АСР подлежат обязательной сертификации на соответствие установленным техническим требованиям. Кроме того, с 1 января нынешнего года должно быть запрещено использование несертифицированных АСР в сетях электросвязи. Но сроки сдвинуты — уже вследствие того, что сами нормативные требования по сертификации АСР были утверждены Минсвязи только в марте 1999 года. (Надо учитывать, что средний период получения сертификата соответствия составляет от трех месяцев до полугода. К слову, Tizona это событие только ожидает — она проходит усложненную процедуру сертификации тиражируемых АСР, включающую не только типовые стендовые испытания, но и проверку соответствия качества производства.)

Семинар, организованный разработчиками биллинговых решений, как ни странно, подтвердил еще одну закономерность. Дело в том, что термин «биллинговые системы» всяк понимает по-своему, а потому продукты разных производителей, позиционируемые в одной смысловой и весовой категории, зачастую сильно отличаются по функциональности и применимости. С точки зрения одних, биллинговые системы призваны решать задачи обработки трафика и тарификации вызовов. Другие полагают, что основное их призвание — управление тарифной политикой и контроль доходов от продажи услуг. Третьи по традиции, унаследованной от плановой экономики, предпочитают видеть в АСР сугубо утилитарный инструмент, автоматизирующий выставление счетов. В связи с таким многообразием подходов деятельность Минсвязи по сертификации АСР было бы неверно считать обычной чиновничьей прихотью.

Технические требования, описанные в нормативных документах, являются стандартом, помогающим определить принадлежность тех или иных продуктов к данному классу систем. Разумеется, последствия ошибок в программном коде, алгоритмах взаимодействия с сопрягаемыми модулями информационной системы оператора (в частности, бухгалтерской) или «дыр» в защите могут быть весьма печальными как для бизнеса оператора, так и для кошелька его абонента. Сертификат соответствия прямо или косвенно дает некую гарантию надежного функционирования АСР.

Поэтому система Tizona с ее мощным инструментарием управления тарифами, учитывавшая различные модели предоставления Internet-услуг, но не выставлявшая автоматически счета на оплату и не воспринимавшая формат банковских выписок системы «клиент-банк», не отвечала техническим требованиям к АСР и не могла быть сертифицирована без технических доработок. Как заявили разработчики, соответствующие улучшения, несомненно, будут произведены в ближайшее время.

Налицо и некоторые нестыковки в подходе разработчиков. Прозвучало, например, такое заявление: «Мы не планируем предоставлять пользовательский интерфейс к выбору тарифных планов, так как народ у нас хитрый и умный, а такой интерфейс — 'дыра' в системе безопасности». Однако непонятно, как оно уживается с общей концепцией безопасности биллинговых систем, выдвинутой Quarta: «Кроме штатных механизмов безопасности и использования провайдерами стандартных средств защиты типа межсетевого экрана мы не планируем введение дополнительных средств защиты. Наша позиция такова: провайдер сам должен обеспечивать безопасность своего узла».

Вообще говоря, можно бесконечно долго сомневаться в правильности предложенного подхода к рассмотрению биллинга и одновременно видеть в нем бесспорные преимущества. Вероятно, поэтому сегодня, в отсутствие четких критериев того, что и как должен делать биллинг, сравнивать продукты между собой по стоимостным, функциональным и иным признакам — занятие неблагодарное. Тем не менее полезность дискуссий между разработчиками и пользователями систем биллинга очевидна.

Это признал и глава компании Quarta Telecommunications: «Все, что будет сказано на семинаре, является отражением нашего понимания рассматриваемой предметной области и никоим образом не претендует на абсолютную истину. Мы готовы к открытой дискуссии и будем рады любым откликам и замечаниям».


Tizona 2.0

Cистема биллинга Tizona, разработанная компанией Quarta Telecommunications — тиражируемый программый пакет, разработанный для интернет-провайдеров с учетом требований российского рынка на основе тщательного анализа опыта эксплуатации различных систем биллинга в России

  • В качестве программно-аппаратного комплекса для АРМ персонала используется WEB-интерфейс, корректно воспринимаемый следующими версиями браузеров: Netscape Navigator 4.0+, lynx, IE 4.0+
  • Система имеет возможности для обслуживания дочерних подузлов за счет дистанционного доступа
  • В систему встроен язык формирования тарифных планов, учитывающих, в том числе, накопительные параметры
  • Система обеспечивает поддержку отчетов и интерфейса пользователя на русском языке
  • Услуги, тарифицируемые системой: коммутируемый доступ в Интернет через ТфОП и сети ISDN; доступ в Интернет по выделенным линям; WWW/ FTP-хостинг; услуги электронной почты; доступ к телеконференциям USENET
  • Стоимость системы в зависимости от заказываемых модулей, функциональности, передаваемых материалов и схемы оплаты составляет от 7000 до 13000 долл.