Такую прибыль принесли PWC консультанты по управлению

У консультантов, работающих в России, праздник: 6 сентября отделение управленческого консалтинга PricewaterhouseCoopers объявило о получении в этом году (впервые!) существенной прибыли — «более 1 млн. долл.». Столь немалые деньги, заработанные недешевыми консультантами по вопросам управления из именитой компании, свидетельствуют о том, что в стране растет спрос на соответствующие услуги. Так, оборот PwC за послекризисный период увеличился в девять раз. В этом году он (без учета услуг по аудиту), по данным, которые приводит рейтинговое агентство «РА Эксперт», составил миллиард с небольшим рублей — приблизительно половину от оборота 80 ведущих консалтинговых компаний, работающих на нашем рынке.

При этом доля дохода, приносимая отделением управленческого консалтинга, выросла в общем доходе PwC в 1,6 раза — до 15%; у «мирового» PwC эта доля составляет 27%. Из них почти 80% приходится на консалтинг, связанный с внедрением интегрированных систем управления предприятием, еще 16% — на услуги по части «стратегического преобразования» обслуживаемых фирм.

Рост рынка консалтинговых услуг (и мирового и российского), по мнению управляющего партнера PwC Леонида Богуславского, обусловлен несколькими факторами. Важнейшие из них — осознание предпринимателями потребности в реинжиниринге своих бизнес-процессов и внедрении ERP-систем, появление на рынке относительно дешевых систем управления предприятиями (стоимостью до 300 тыс. долл. с внедрением), что привело к появлению в числе клиентов «малых и средних» (по американским меркам) предприятий с оборотом до 20 млн. долл., бурное развитие электронного бизнеса.

На Западе главную роль играет именно последний фактор: многочисленные «доткомы», организованные людьми далекими от искусства правильного управления, нуждаются в соответствующей помощи — хотя бы для придания компании «продажного» вида. В России же в наибольшей степени потребности в консалтинге совпадают с возможностью его получения у предприятий топливно-энергетического комплекса: они принесли PwC 51% доходов. Производственные предприятия дали еще 37%, а 12% пришлось на категорию «прочие», у которой, однако, неплохие перспективы: в их число входят растущие как грибы под инвестиционным ливнем компании «новой экономики». Пока их абсолютный размер крайне мал. По оценкам PwC, рынок электронного бизнеса (без учета рынка Web-дизайна, услуг по доступу в Internet и офшорного программирования) в этом году составит 3-6 млн. долл., однако в следующем вырастет до 10-15 млн. Ежеквартально обороты российского отделения PwC, связанные с электронным бизнесом, растут на треть, в настоящий момент компании участвует тем или иным образом уже в шести проектах.

В связи с активной работой PricewaterhouseCoopers на Internet-рынке (включая заявку российского ее отделения на создание собственной электронной биржи) естественным образом встал вопрос о том, в какой степени компании, подобные PwC (то есть занимающиеся аудитом, разнообразным консалтингом и тому подобными делами), могут сами участвовать в бизнесе консультируемых.

Например, заниматься инвестициями в компании «новой экономики» (явным образом — деньгами или неявным — предоставляя консалтинговые услуги в кредит или за пакет акций). По словам Богуславского, вопреки распространенному мнению, это не запрещено даже суровым американским законодательством. Утверждается, что ограничения накладываются лишь на сотрудничество с аудируемыми компаниями.

Поэтому набирающая популярность тенденция — разделение некоторых игроков аудиторско-консалтингового рынка на соответствующие составляющие — веление времени.