Новый руководитель подразделения программных продуктов Sun о новых технологиях Java

Пат Шульц: «Sun по-прежнему будет настаивать на применении эталонных наборов тестов на совместимость, для того чтобы гарантировать принцип ?написано однажды, работает везде?»

Спустя всего несколько недель после назначения на пост президента подразделения программных продуктов и платформ корпорации Sun Microsystems Пат Шульц сообщила, что ее компания не намерена передавать Java на рассмотрение Европейской ассоциации производителей компьютерной техники (European Computer Manufacturers Association — ECMA), занимающейся подготовкой стандартов.

«Хватит разговоров, — заявила она в декабре 1999 года. — Я приняла решение».

Шульц отказалась от сотрудничества с организацией по стандартам и предпочла заняться совершенствованием инициативы, получившей название Java Community Process (JCP). Полгода спустя, как раз накануне прошедшей в первой половине июня конференции JavaOne, Шульц, как и обещала, объявила имена членов исполнительного комитета JCP 2.0, которые и станут определять будущее Java.

В своем интервью корреспондентам JavaWorld Шульц ответила на критику в адрес JCP 2.0, объяснила, каким образом JCP намерена совершенствовать процедуру контроля, охарактеризовала новые технологии Java, представленных на JavaOne, и рассказала о личных впечатлениях от работы с Java.

Как менялась ваша роль с момента прихода в Sun и что вы считаете своим самым серьезным достижением?

Я руковожу разработкой всех программных продуктов и платформ, от крупнейших серверов до самых маленьких встроенных устройств, и делать это я должна таким образом, чтобы Sun могла предложить уникальные программные возможности всему сообществу разработчиков. Моя работа, по сути, состоит в том, чтобы представлять корпорацию перед независимыми разработчиками.

Самое важное достижение — выпуск ряда новых версий Java, в том числе Java для Linux, Java 2 для Linux Virtual Machine. Мы выпустили операционную систему Solaris 8, этот «источник бесперебойного питания» для Internet, предложили Solaris 8 в исходных текстах, и сейчас число лицензий на нее превысило 200 тыс. штук. Стоит отметить, что 75% пользователей приходится на платформу Intel, а 50% впервые начали работать с Solaris. Мы также завершили работы, связанные с приобретением компании Forte, и продолжаем развивать ее продукты с тем, чтобы предложить комплексное инструментальное решение. Кроме того, мы сделали публичным процесс JCP.

Каковы ваши планы в отношении Java на ближайшие месяцы?

Мы собираемся развивать клиент Java. Намерены, как никогда раньше, укрепить связь между Java и XML. Рассчитываем на расширение спектра инструментальных средств Java. Мы намерены больше внимания уделять Jini, создавая эталонные реализации. Планируем активно работать с Java 2 Micro Edition в плане поддержки миниатюрных устройств, и это будет реализовываться в тесной взаимосвязи с тем, что мы делаем для Jini. Будут появляться мобильные агенты на базе XML. Кроме того, мы намерены реализовывать новые программы для разработчиков и активно взаимодействовать с сообществом разработчиков в целом.

Каковы, по-вашему, перспективы Java с учетом будущего развития компьютерной отрасли?

Все пять лет существования Java отмечены серьезными успехами. Язык сформировал основу решения, которое от платформы не зависит; таким образом, у нас есть среда разработки, которая функционирует на всех платформах. Другими словами, речь идет не только о связи с приложением в Internet. Мобильный байт-код позволит использовать Java на небольших клиентских и встроенных устройствах, так что приложения смогут взаимодействовать в пределах множества устройств, расположенных в зоне действия коммуникационных средств. Много возможностей появится для сетей, развитие которых определяют предусмотренные в них услуги. Речь идет не только о покупке приложений и пакетов. Речь идет о подписке на приложения, на услуги, которые предоставляются по сети — но не на те, что входят в арсенал телекоммуникационных операторов. Прикладные электронные услуги в Internet будут постоянно доступны с любого числа устройств.

Сейчас JCP 2.0 открыт для обсуждения широкой публике...

Да, это так.

Каких изменений в нем можно ожидать?

Мы вносим изменения в процесс разработки технологий Java совместно с другими членами международного сообщества Java. Мы упрощаем его (не только для Sun, поскольку этот процесс охватывает всю отрасль) так, чтобы другие смогли инициировать и возглавить разработку новых Java-технологий. Это даст сообществу возможность участвовать в процессе выработки требований к спецификации на Java (JSR — Java specification request), и делать это в рамках данного процесса, поможет сделать открытым фактический стандарт. JCP, как и прежде, призван способствовать распространению Java в новых средах, включая мобильные среды и среды реального времени, а также встроенные устройства.

Недавно мы беседовали с представителями IBM. Они упорно критикуют JCP и недовольны тем, что все рычаги управления сосредоточены в руках Sun. Они, конечно же, хотят, чтобы этот процесс был открытым и не зависел от конкретного производителя. Что вы можете сказать по этому поводу?

Дело в том, что JCP не зависит от конкретного производителя и открыт для всех. Сама IBM принимала участие в формировании всего процесса JCP. Я думаю, что очень важно не путать достижения IBM на рынке серверов с тем, что происходит в области программного обеспечения. Мы по-прежнему напрямую работаем с IBM. Они стоят во главе группы экспертов, определяют состав спецификаций. Sun, конечно, тоже принимает в этом участие, но мы вовсе не решаем за всех. Кроме того, с расширением процесса JCP именно исполнительный комитет будет решать, каким образом должны развиваться JSR. И Sun тут ни при чем, основная роль принадлежит лидерам отрасли, участвующим в работе комитета.

Я подчеркиваю это. Факты таковы, что IBM, Sun, Oracle, BEA, Novell, Apple, SilverStream и ряд других компаний во многом содействовали тому, чтобы организовать открытый процесс для Java, который, между прочим, разрабатывается уже пять лет и, безусловно, будет развиваться и дальше.

Некоторые компании, и в первую очередь ориентирующие свой бизнес на Java, обеспокоены тем, что Sun сохранит неограниченный контроль над Java. Насколько их опасения обоснованы?

Sun не может изменить спецификацию на Java без ведома и одобрения исполнительного комитета. Решения о развитии JCP принимает не Sun. Есть продукт J2EE, который принадлежит Sun, а есть инициатива Java и все, что с ней связано. Например, если разработчики хотят использовать Enterprise JavaBeans и Java Server Pages, они вольны это сделать по условиям лицензии в сообществе Java, создать свою версию и распространять ее под своей торговой маркой. Если же вы решили использовать торговую марку, которую Sun вместе с J2EE, то можете сделать то же самое и использовать марку J2EE. Все, чего мы требуем, — это совместимость, подтвержденная тестовыми комплектами Java, которые лицензиатам доступны бесплатно. Мы должны придерживаться правила, которое прописано в идеологии Java: «написано одними, совершенствуется всеми». Этих принципов мы и придерживаемся, равно как и все наши партнеры по JCP. Меня интересует, почему IBM принимает участие в JCP, но не хочет, чтобы об этом упоминали в печати.

Как вы можете прокомментировать заявления о том, что наборы тестов на совместимость, предлагаемые в рамках JCP, тормозят процесс выпуска новых программных продуктов?

Дело вот в чем. Sun по-прежнему будет ревностно охранять торговую марку и настаивать на применении эталонных наборов тестов на совместимость. Не для того, чтобы удержать свою власть, а чтобы гарантировать совместимость продуктов и соблюдение принципа: «написано однажды, работает везде». Одной из основных целей технологии Java и отрасли в целом является гарантия совместимости приложений. В противном случае мы столкнемся с ситуацией, уже возникавшей в прошлом, — расплодившиеся разнородные приложения и операционные системы. Мы никого и ничего не тормозим. Разработчики имеют достаточно времени, чтобы уложиться в сроки и обеспечить совместимость, если только они не отложили решение вопроса о совместимости на последний день.

Вам не кажется, что вы находитесь в трудном положении, пытаясь одновременно соблюсти коммерческие интересы Sun и интересы сообщества Java в целом?

Нет. Основные надежды с точки зрения получения прибыли я возлагаю на другое программное обеспечение, предлагаемое с системами Sun. Я отделяю группу «адвокатов Java» от всех прочих рабочих коллективов. Наработки в области Java могут использовать все компании, причем для Sun мы предлагаем не больше и не меньше. На самом деле, я считаю, мы находимся в крайне выгодном положении по отношению к сообществу в том, что касается помощи разработчикам, и занимаем самую правильную позицию по мере того, как возрастает потребность в Java. Прибыльность других наших продуктов обеспечивается за счет решений системного уровня и за счет некоторых автономных программных средств. Так что я ничего не имею против того, чтобы по справедливости делиться с отраслью всеми успехами Java — этой важнейшей технологии, ставшей фактическим стандартом.

Что вы можете сказать о других анонсах на JavaOne?

Вы готовим портал для разработчиков, поскольку Java по сути един для всех, кто работает в кроссплатформенных средах. Мы предлагаем новинки, касающиеся XML. Ряд новых решений связан с Java 2 Micro Edition. Кроме того, конечно, будут представлены члены исполнительного комитета Java Community Process.

Что вы имеете в виду под порталом разработчиков?

Сейчас у нас есть сайт www.java.sun.com. В будущем мы намерены более активно помогать разработчикам с программами, с организацией виртуальной торговой площадки, с анализом ситуации на рынке, с поиском приемлемых инструментальных средств и видов деятельности, а также с адаптацией к требованиям других отраслей, которым необходимы специалисты, работающие с Java и XML. Будут созданы программы, ориентированные на разработчиков приложений.

XML — очень модная сейчас тема. Его любят, или ненавидят. Некоторые считают его альтернативой Java. Что вы сами думаете об XML?

Судьбы XML и Java переплетаются. Java был создан в Sun Джеймсом Гослингом, Эриком Шмидтом и другими специалистами. А разработка XML, при том, что в нем используются некоторые дополнительные технологии и ряд отраслевых соглашений, на самом деле велась под руководством Джона Босака, который сейчас работает в Sun. Причина взаимодействия XML и Java проста. Если взять все операционные системы, такие как System 390, Solaris, другие версии Unix, AIX, NT, AS/400, OS/2, а также все небольшие, встроенные системы, то можно увидеть, что Java позволяет приложениям работать на всех этих системах за счет применения интерпретатора байт-кода. Если Java предоставляет глаголы, то XML — существительные. Java отвечает за интероперабельность действий, а XML обеспечивает интероперабельность данных. Их достаточно определить один раз, после чего можно использовать в различных отраслях по мере необходимости. Поэтому Java и XML тесно связаны друг с другом.

Сможет ли XML заменить Java? Этот вопрос возник года два назад, когда Microsoft стала утверждать, что XML мог бы включать в себя Java. Но для того, чтобы написать фразу, нужны и существительные, и глаголы, роль которых и играют Java и XML. Фактически разработчики руководствуются именно этими правилами. Чем больше будет делаться на XML, тем больше возможностей появится у Java, и вы увидите, что благодаря им появится больше облегченных решений для встроенных устройств.

Итак, прошло полгода... Скажите, вы не жалеете, что согласились на такую работу?

Мне кажется, что я стала выше, стройнее и моложе, работая здесь. Я переживаю сейчас лучшую пору своей жизни!