Не Бог весть, но нам приятно. Тем более, что масса доброжелателей и наоборот предсказывала нашу скорую кончину. Разочаровали! Приятно! И еще одно событие в жизни на-; шей. Теперь не девять изданий "Открытые системы" издают, но одиннадцать. И среди них старейшие и популярнейшие. Вот по этим поводам и решился я вместо околотехнологического умничанья поговорить... за жизнь.

Недавно в замечательном пресс-релизе замечательной фирмы C.I.S., известной также как R.U.I., а еще именовавшейся ранее Apple C.I.S., фраза была замечательная, которую многие коллеги подметили. Про то, как Apple не умеет средства массовой информации контролировать. По всему, не одному мне такая фраза душу греет. Это значит, что замечательная наша C.I.S. умеет. Нас, значит, если и не контролирует, то, по крайней мере, в состоянии это сделать. Та самая C.I.S., которая практически завалила маркетинг одной из самых интересных фирм в мире информационных технологий, которая нелюбима была ни коллегами нашими, ни партнерами своими. В общем-то и не обидно даже, но по рукам дать потребно, чтобы не повадно было никому другому. Ведь есть и другие: "А если увеличить вдвое объем рекламы, тогда мы сможем вернуться к вопросу о размещении статей?..". Каково?

Контролировать прессу нельзя. Даже если покупать отдельных ее представителей, которые тоже не то чтобы особенно продаются. Даже мне присылают письма с предложениями о взаимовыгодном сотрудничестве, значит более активные журналисты получают их вдесятеро. "Мы с удовольствием готовы рассмотреть Ваши варианты схемы сотрудничества".

Если даже и удается прикупить кого, то пользы от этого не слишком много, обязательно найдется такой, который заплатит вдвое и против тебя же, болезного... Заигрывать с прессой можно, дружить даже. Для милого дружка чего не сделаешь. Человек, он всегда субъективен. А пресса, это человеки. Много человеков. И каждый субъективен. Вот если бы человеков этих было бесконечно много, тогда пресса как совокупность индивидуумов была бы действительно объективной. Но человеков этих не очень... Поэтому остается субъективность, которую принято трактовать продажностью, если "против", и объективностью, если "за". Именно субъективность, но честную, в полном согласии с самим собой и можно обозначить как объективность.

Если продажность раньше и могла способствовать успеху, сегодня уже все - баста. Даже корпоративные издания не могут позволить себе роскошь быть необъективными. Это ведь инструмент, с которым работают. Если они своим будут врать, как те смогут хорошо работать? А уж независимая пресса, той и подавно скоро от продажности не прожить. Нас долго пытались убедить, что надо продаваться, иначе не встать. Говаривали, что иначе не поставить этот издательский бизнес. В первом номере Соmputerworld Россия, год тому назад, мы опубликовали "Кодекс журналистской чести". Не понравилось некоторым. "Если ты честный, то зачем об этом кричать?" - спрашивали. Не кричали мы. Для тех, кто на слух не понимал, напечатали. Чтобы прочесть смогли. Не верили долго, с вопросами разными приставали. Этих мы тоже разочаровали. Встали на ноги. Обратно приятно! Тут намедни один приятель из индустрии говорит: "Ну почему мы столько денег N заплатили, а он сегодня против нас статью напечатал?" Обидно приятелю. А как же, отвечаю, ты хотел? Не только ведь у тебя деньги есть, у других тоже. А кто N этого взрастил, взхолил и взлелеял? Задумался приятель.

Не может быть прессы продажной! Не нужна она никому! Даже тому не нужна, кто думает наоборот. У нас несколько технологических изданий. Кто их читать станет, если они будут, мягко говоря, препарировать технологическую правду. Ведь ими руководствуются те, кто деньги тратит и решения принимает.

Изменились времена, изменились нравы. Вокруг посмотрите: "Продажная пресса, АУ-У!". Теперь и бедность не является непременным атрибутом честности. Четыре года назад, когда говорили нам, что не бывает так, очень хотелось доказать, что бывает. И не только мы доказывали. Оказывается, что вполне можно через жизнь и даже бизнес пронести понятия элементарной порядочности. И независимость свою сохранить. От рекламодателя. И от читателя. Илья Биллиг из Miсrоsoft думал, что он пошутил, говоря об независимости от читателя. А на самом-то деле и от читателя независим должен быть издатель. Миссия на издателя возложена. Независимо от желаний или нежеланий наших всем нам "разумное, доброе, вечное" сеять, "коллективным пропагандистом и агитатором" быть. Поэтому приходится независимость сохранять. Не всякий читатель еще в развитии своем достиг совершенства. Не всякий точно знает, чего хочет. Будоражить его надо, дразнить. А если на потребу ему все, скучно станет нашему читателю. Неинтересно. Вот и стараемся. Чтобы удивлялся, возмущался, радовался. Чтобы ему хотелось спорить и доказывать.

У нас юбилей. И мы его первый раз словом печатным отмечаем. Именно поэтому сегодня речь об объективности и необъективности. Потому, что юбилеем этим, на мой взгляд, именно своей позиции (позе, если хотите) и обязаны. Потому, что юбилей этот говорит о том, что не только "всем этим", но и себе, в первую очередь, доказали - не только можно так, но и нужно. И не случайно множеством изданий разных мы теперь можем похвалиться (среди которых, кстати, и популярные имеются),и к ним, я уверен, еще не одно добавится. Чего и всем желаем!

И просто слов нет, чтобы отметить тех, кто с нами прошел путь этот шершавый. Кто вместе с нами всему миру доказывал, что так можно. Кто проводил ночи в редакции. Кто нас поддерживал. Кто был с нами "и в горе и в радости". Мы вместе. Это наш юбилей. Мы сделали это вместе. И всякий, кто сочтет для себя не зазорным, присоединяйся!


Михаил Борисов - издатель еженедельника "Computerworld Россия". С ним можно связаться по электронной почте: mike@osp.ru