Структура системы АВГОР
Методика автоматизированного проектирования
Литература

Система АВГОР (автоклав горизонтальный) автоматизации инженерных расчетов на стадии технического проектирования горизонтальных автоклавов разработана на кафедре математического моделирования и кибернетики Сыктывкарского государственного университета (рук. Е.И. Михайловский) и предназначена для проведения прочностного анализа и синтеза (параметрического и структурного) элементов и конструкций горизонтального автоклава в целом.


Система АВГОР включает в себя расчетную и информационную части. Расчетную часть составляют следующие подсистемы: реакции подавтоклавных опор, фланцевые соединения, днища и крышки, отверстия и штуцерные соединения, корпус, расчет на прочность при малоцикловых нагрузках. Информационная часть помимо данных справочного характера (автоклавы-прототипы, материалы, стандарты и т.д.) содержит архив технических решений, для которого разработаны оригинальные средства совместного формирования, редактирования просмотра текстовой и графической информации (рис. 1).

Реализованные в системе методики, в основном соответствуют действующим ГОСТам, ОСТам и другим нормативным документам [23]. АВГОР ориентирована на пользователя-непрограммиста (инженера-расчетчика, конструктора) и обладает удобным диалоговым интерфейсом.

Целями применения данной системы являются:

  • установление полей напряжений в проектируемых элементах конструкции;
  • уточнение геометрических параметров элементов, узлов и конструкции в целом;
  • выявление наиболее опасных, в прочностном отношении, точек и сечений автоклава;
  • определение числа циклов безопасной эксплуатации для каждого элемента и всей конструкции автоклава.
  • Объектом проектирования является горизонтальный автоклав [2] - сосуд давления, предназначенный для ускоренной обработки загружаемых в него материалов (изделий) под давлением и при различных температурных режимах.

    В процессе рабочих циклов в различных частях автоклава (нижняя часть корпуса, подопорные области, подрельсовые области, фланцевый край) накапливаются повреждения (коррозионный износ материала, трещины в местах значительных локальных нагрузок, овальность корпуса, усталость материала и т.д.), приводящие к невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации этих сосудов давления [22]. С учетом всех таких факторов для каждого автоклава рассчитывается число безопасных рабочих циклов [13].

    Очень важную роль при определении этих величин играет адекватный прочностной анализ каждого элемента конструкции, учитывающий, по возможности, наибольшее количество факторов, влияющих на накопление повреждений во всей конструкции и ее элементах [3, 5-21, 24].

    Рабочее давление, МПа (кгс/см2) N - число циклов безопасной эксплуатации для автоклавов типоразмером Dxh, мм
    2000x14 2000x16 2000x18 2000x20 2600x20 3600x28
    1,2 (12) 9000 10000 11000 12000 9000 9000
    1,0 (10) 10000 11000 12000 13000 10000 9400
    0,8 (8) 12000 12000 13000 14000 14000 10000
    D - внутренний диаметр автоклава; h - толщина стенки цилиндрической части корпуса.

    Структура системы АВГОР

    Структурная схема системы АВГОР, включающая расчетную и информационную (справочную) части показана на рис. 2. Информация о рассчитываемом узле или детали помещается в каталог данных (КД) прототипов, допускающий операции по его актуализации (изменение, дополнение, удаление). Пунктирной линией показана связь по данным между различными компонентами.

    Классификация подсистем инженерных расчетов по элементам конструкции и используемым методикам

    а) Подсистема расчета и оптимального проектирования системы упругих опор автоклава [10, 12].

    Исходные данные: нагрузки от веса автоклава, геометрические параметры автоклава и системы опор, характеристики материала.

    Цели расчета:

  • рассчитать реакции опор (какой вес приходится на каждую опору), как жестких, так и упругих, для "холодного" и "горячего" режимов работы; должны использоваться как стандартные методики расчета (теоремы о трех и пяти опорных моментах), так и уточненные (балка кольцевого сечения или оболочка на упругих опорах);
  • выравнивание (в смысле одинакового распределения) реакций опор в холодном и горячем режимах за счет расстановки опор, подбора их жесткостей или изменения характеристик материала нижней части корпуса.
  • б) Подсистемы расчета удельных контактных реакций и выбора оптимальной формы профиля седловой опоры [9,11].

    Исходные данные: реакция выбранной опоры, длины двух соседних межопорных пролетов, характеристики опор, характеристики материала.

    Цели расчета:

  • по заданной форме профиля и угловым размерам седловой опоры рассчитываются удельные реакции по площади контакта ее с корпусом;
  • рассчитать форму профиля седловой опоры, обеспечивающую равномерное распределение удельных контактных реакций; расчеты осуществляются по методикам, утвержденным нормативными документами или построенными на их основе.
  • в) Подсистема расчета механизма подъема крышки.

    Исходные данные: весовые и геометрические параметры механизма подъема, крышки и корпуса, характеристики материала.

    Цели расчета: параметры локального напряженно-деформированного состояния (НДС) в корпусе и крышке от действия механизма подъема крышки. Для расчетов используются инженерные формулы и приближенные методики расчета НДС от локальных нагрузок.

    г) Подсистема расчета НДС в крышке и днище [13].

    Исходные данные: силовые и геометрические характеристики фланца крышки и днища.

    Цели расчета: параметры локального НДС в крышке и днище автоклава.

    д) Подсистемы расчета фланцевых соединений [13, 23].

    Исходные данные: силовые и геометрические характеристики фланцев и корпуса.

    Цели расчета: параметры локального НДС во фланцах (тарелка фланца, конический переход, стык с обечайкой, зуб фланца).

    Используются методики расчета как по упругим напряжениям, так и при условии пластических деформаций (стандартные и уточненные).

    е) Подсистема расчета НДС в корпусе автоклава [4, 13, 14, 16, 18].

    Исходные данные: геометрические характеристики корпуса и мест локальных нагрузок, параметры материала, силовые характеристики (давление, вес корпуса и вагонеток, реакции опор), температура.

    Цели расчета:

  • расчет параметров НДС в произвольной точке (или сечении) корпуса от действия любой из указанных нагрузок;
  • расчет на устойчивость под действием внешнего давления или внутреннего вакуума.
  • Используются приближенные методики расчета, основанные на расчете НДС от локальных нагрузок, инженерная методика оценки температурных напряжений, методики расчета НДС от внутреннего избыточного давления и на устойчивость под действием внешнего давления или внутреннего вакуума.

    ж) Подсистема расчета подкрепленных штуцерных соединений [13]. Исходные данные: геометрические параметры соединений, давление, характеристики материала точка.

    Цели расчета:

  • расчет локального НДС в районе соединения;
  • расчет параметров подкрепления штуцерных соединений (с целью уменьшения коэффициента концентрации напряжений).
  • з) Подсистема расчета на малоцикловую усталость [13].

    Исходные данные: силовые и геометрические параметры автоклава, допускаемые напряжения, коэффициенты концентрации, характеристики материалов, значения условных упругих напряжений в наиболее опасных сечениях автоклава при различных режимах работы.

    Цели расчета:

  • определение числа циклов наработки для каждого из опасных сечений;
  • определение коэффициентов линейного суммирования повреждений для проверки условия прочности при малоцикловом нагружении (число циклов безопасной эксплуатации задано).
  • Использование каждой из вышеупомянутых подсистем должно завершаться получением итогового документа - паспорта расчетов, содержащего как исходные данные, так и необходимые результаты.

    Информационное обеспечение инженерных расчетов

    При проведении инженерных расчетов горизонтальных автоклавов конструктору должна быть доступна следующая информация:

    1. Автоклавы-прототипы:

  • общие сведения;
  • данные по элементам конструкции;
  • 2. Используемые стандарты:

  • общие положения;
  • стандарты по расчетам с использованием ЭВМ.
  • 3. Данные о материалах:

  • марки;
  • модули;
  • коэффициенты;
  • пределы.
  • 4. Данные об используемых параметрах НДС, допускаемых напряжениях, коэффициентах концентрации, коэффициентах запаса.

    5. Сведения об используемых теориях прочности.

    6. Архив технических решений:

  • краткая формула изобретения или решения (с выходными данными по хранению) ;
  • необходимый чертеж (рисунок).
  • Это информационное обеспечение должно пополнятся и изменяться с целью поддержания его в актуальном состоянии.

    Методика автоматизированного проектирования

    Функциональная схема проектирования горизонтальных автоклавов (в аспекте инженерных расчетов на стадии технического проектирования) приведена на рис. 3. Схема делится на ряд как независимых, так и связанных ветвей проектирования. Целью каждой ветви является получение окончательных геометрических и силовых характеристик проектируемых элементов и узлов конструкции. Проектирование завершается получением окончательных геометрических параметров конструкции, действующих в ней полей условных упругих напряжений и получением допускаемого числа циклов безопасной наработки как по элементам, так и по конструкции автоклава в целом. Основными проектными процедурами по данной части проектирования являются следующие:

    1. Процедуры анализа (определение нагрузок, расчетов параметров НДС и допускаемого числа циклов наработки).

    2. Процедуры параметрического синтеза (выбора и расчета) геометрических и силовых параметров, обеспечивающих достижение целевой установки (выравнивание реакций опор, равномерное распределение удельных реакций, минимум материала и т. д.) и удовлетворяющих поставленным ограничениям и условиям (ограничения по допускаемым напряжениям, выполнение условий укрепления, ограничения по максимальным и минимальным значениям синтезируемых характеристик и параметров).

    3. Процедуры структурного синтеза (выбор типа седловой опоры, типа системы подавтоклавных опор, видов фланца, способа укрепления отверстия или штуцерного соединения).

    4. Процедуры документирования (результаты расчетов и выходных документов).

    Порядок выполнения комплексов проектных процедур (например, для расчета и оптимизации системы опор) показан на рис. 4.


    Литература

    1. Автоматизация поискового конструирования/ Под ред. А.И. Половинкина. М.: Радио и связь, 1981. 344 с.

    2. Антикайн П.А., Зыков А.К. Эксплуатационная надежность объектов котлонадзора. Справочник. М.: Металлургия, 1985. 328 с.

    3. Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Шнейдерович Р.М. Расчет на прочность деталей машин. Справочное пособие. М.: Машиностроение, 1966. 616 с.

    4. ГОСТ 14249-80. Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. М.: Изд-во стандартов, 1987.

    5. Григолюк Э.И., Толкачев В.М. Контактные задачи теории пластин и оболочек. М.: Машиностроение, 1980. 411 с.

    6. Даревский В.М. Определение перемещений и напряжений в цилиндрической оболочке при локальных нагрузках. - Прочность и динамика авиационных двигателей. М.: Машиностроение, 1964.

    7. Доценко В.Д. Исследование на влияние овальности на напряженно-деформированное состояние автоклавов: Дисс. ...канд. техн. наук/ ВНИИСТРОММАШ. Гатчина, 1986. 192 с.

    8. Михайловский Е.И. Расчет элементов автоклава (определение напряжений). В сб.: Труды ин-та ВНИИСтроммаш. Гатчина: 1967. Вып.7. С. 53-74

    9. Михайловский Е.И. Прямые, обратные и оптимальные задачи для оболочек с подкрепленным краем. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 220 с.

    10. Михайловский Е.И., Никитенков В.Л. Аналог теоремы о трех моментах в теории оболочек. - Прикл. механика. 1984. Т. 20. # 7. С. 65-70.

    11. Михайловский Е.И., Никитенков В.Л. К расчету и рациональному проектированию опор для тяжелых цилиндрических оболочек. - Прикладные проблемы прочности и пластичности. Алгоритмизация и автоматизация решения задач упругости и пластичности. Горький: Изд-во ГГУ. 1985. С.120-125.

    12. Михайловский Е.И., Никитенков В.Л., Тарасов В.Н. Определение реакций упругоподатливых опор одностороннего действия под сосудом давления. - Строит. механика и расчет сооружений. 1986. # 3. С. 54-57.

    13. Михайловский Е.И., Никитенков В.Л. АВГОР-1 - система автоматизации инженерных расчетов при проектировании горизонтальных автоклавов: Сыктывкар: Изд-во СГУ, 1992. 282 с.

    14. Михайловский Е.И., Торопов А.В. Математические модели теории упругости. Сыктывкар: Изд-во СГУ, 1995. 251 с.

    15. Михайловский Е.И., Никитенков В.Л. и др. Многоопорный горизонтальный автоклав. - БИ, 1985. # 30. А.С.N1172587 (СССР) (Авт.: Михайловский Е.И., Никитенков В.Л., Адигамов К.Х., Чернов В.П.).

    16. Никитенков В.Л. Деформационный вариант нелинейных уравнений статики ребристых оболочек. - В сб.: Автоклавы: расчет, проектирование, опыт эксплуатации: Матер. 1-го Всесоюзного семинара "Автоматизация инженерных расчетов при проектировании автоклавов". Сыктывкар: Изд-во СГУ, 1992. С.168-197

    17. Никитенков В.Л. Автоматизация инженерных расчетов при проектировании автоклавов. - Труды 2-й Международной научно-технической конференции "Актуальные проблемы фундаментальных наук". М.: "Техносфера-информ", 1994

    18. Никитенков В.Л. Нелинейные уравнения для цилиндрической оболочки с эллиптической овальностью поперечного сечения. - Вестник Сыктыв. ун-та. Серия 1. 1995. Вып. 1. С. 178-191.

    19. Никитенков В.Л. Параметрический и структурный синтез при проектировании горизонтальных автоклавов: Тез. докл. - Проблемы оптимизации в механике деформируемого твердого тела: Межд. конф. - Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1995. С. 36-37.

    20. Никитенков В.Л. Вопросы прочности и автоматизации инженерных расчетов горизонтальных автоклавов. - В сб. докл.: Научно-технические проблемы прогнозирования надежности и долговечности металлических конструкций и методы их решения: 1-я межд. конф. к 100-летию со дня рожд. проф. Ю.И. Ягна. Л., 1995. С.162-165.

    21. Новожилов В.В., Черных К.Ф., Михайловский Е.И. Линейная теория тонких оболочек. Л.: Политехника, 1991. 656 с.

    22. Петров В.М. Опыт проектирования горизонтальных автоклавов на ПО "Волгоцеммаш". - В сб.: Автоклавы: расчет, проектирование, опыт эксплуатации: Матер. Всесоюзн. семинара "Автоматизация инженерных расчетов при проектировании автоклавов". Сыктывкар: Изд-во СГУ, 1992. С.130-132.

    23. РД-26-01-87-86. Автоклавы. Метод расчета на прочность. СССР. Издание официальное. Л.: ЛенНИИхиммаш, 1986. 247 с. (Исп.: Михайловский Е.И., Никитенков В.Л., Фрейтаг В.А., Воронов И.Д., Гонтаровский П.П., Доценко В.Д. и др.).

    24. Черных К.Ф. Нелинейная теория упругости в машиностроительных расчетах. Л.: Машиностроение, 1986. 336 с.