Большие социальные эффекты больших данных
21.09.2020

Как аналитика больших данных может изменить жизнь граждан к лучшему? Какие шаги будут предприниматься на государственном уровне? Каких эффектов ожидают достичь? Рассказывает Алексей Нейман, исполнительный директор Ассоциации больших данных.

Принято считать, что данные используются только корпорациями и лишь для выстраивания эффективных маркетинговых коммуникаций, оптимизации внутренних бизнес-процессов и сокращения издержек. Однако и в социальной сфере качественная работа с данными может принести огромную пользу.

В ходе разработки стратегии рынка больших данных в России мы оценили потенциальный экономический эффект: по предварительным подсчетам, прирост от развития этого рынка уже к 2024 году составит около 3 триллионов рублей.

Мы видим большой синергетический потенциал в работе с данными бизнеса и государства. Обеспечив стабильный обмен аналитикой данных и опытом реализации технологических проектов, можно кратно повысить доступность услуг для граждан, строить более точные прогнозные модели, оперативнее реагировать на возникающие ситуации.

В рамках работы Ассоциации мы занимаемся поиском и ранжированием перспективных кейсов. Среди них есть и те, что решают конкретные задачи граждан: скажем, сервис для помощи в поиске ниши для открытия бизнеса или сервис по профилированию туристов, который сделает туризм более доходным для регионов и более насыщенным и интересным для самих путешественников.

Социальный эффект от использования больших данных огромен: в одних случаях аналитика позволяет улучшить существующие процессы (сократить издержки, сделать прогноз более качественным и т. д.), а в других — дает возможность предложить принципиально новую услугу.

На основе технологий больших данных можно прогнозировать загруженность транспорта и разрабатывать меры по оптимизации пассажиропотоков, регулировать тарифы, помогая людям экономить на транспортных расходах и путешествовать в более комфортных условиях. Можно прогнозировать спрос на те или иные навыки и специальности и предлагать будущим студентам образование именно по тем направлениям, которые необходимы. Можно смотреть еще глубже — например, корректировать образовательные программы исходя из спроса на конкретные компетенции в конкретном регионе. В этом случае молодой специалист будет уверен в том, что его знания и навыки окажутся востребованными по окончании обучения. Все это примеры, скажем так, отложенного или опосредованного социального эффекта на жизнь граждан.

Данные, законодательство и кадры

Препятствия для реализации социальных проектов — такие же, как и для реализации коммерческих. В основном это нехватка квалифицированных кадров, регуляторные барьеры, а также недостаточное проникновение технологий больших данных в некоторые сферы нашей жизни.

При успеха многих проектов важно объединять данные из разных источников, но сегодня подобный кросс-секторальный обмен находится вне правового поля. Для его легитимации необходимо регуляторно закрепить принципы обезличивания данных, дополнить пользовательское согласие на обработку данных новыми пунктами, внести другие изменения.

Телеком, финансовый сектор, торговля, работающие с массовым потребительским рынком, добились значительно успеха в проникновении технологий больших данных, а вот в важнейших для страны промышленных секторах подобные технологии еще только изучаются. Получается, что для реализации многих проектов социальной направленности, включая проекты развития градообразующих предприятий, моногородов и промышленных регионов России, остро не хватает данных, профильных для этих территорий и задач.

Кроме того, для того чтобы улучшать городскую среду, принимая решения на основе аналитики данных из регионов, необходимы квалифицированные специалисты на местах, которые смогут на должном уровне обеспечить сбор данных и их безопасность, а также развернуть и поддерживать технологическую платформу для их анализа. Стать таким специалистом — достойный выбор для молодого человека, выбирающего свой жизненный путь; а возможностей для приобретения необходимых знаний и навыков — масса, было бы желания.

Требуется повышать и общий уровень цифровой грамотности граждан. Необходимо, чтобы и молодые пользователи, и представители более старших поколений понимали и принимали ответственные решения, для каких целей и каким организациям они готовы отдать свои персональные данные (например, медицинские).

Наконец, для устранения этой проблемы необходимо делиться накопленной экспертизой. Сегодня у нас в стране больше всего о больших данных знают компании из финансового сектора, операторы и интернет-компании; очень важно привлекать их экспертов к самым разным образовательным проектам.

Эффекты уже есть

Яркие примеры социально ориентированных проектов в нашей стране уже есть. Много технологических проектов с применением больших данных и искусственного интеллекта в Москве. Искусственный интеллект уже используется в системе столичного здравоохранения. Речевые технологии позволяют автоматизировать взаимодействие пациента с лечебным учреждением: голосовой бот помогает записаться к врачу, отменить или перенести запись — и все это без привлечения сотрудника регистратуры. Кроме того, система распознавания речи дает возможность врачам перейти от ручного заполнения протоколов к голосовому, что сокращает время заполнения документов, позволяя сосредоточиться на главном — на здоровье пациента.

В общегородском контакт-центре уже несколько лет работает виртуальный оператор, «обученный» отвечать на вопросы горожан по 30 направлениям. Он сообщает, когда в доме дадут отопление или отключат горячую воду, готовы ли документы и где их можно забрать, как пройти вакцинацию, как получить и заменить полис ОМС. Полностью автоматизирована линия по приему показаний индивидуальных приборов учета. Робот не только быстро и корректно принимает данные, но и сообщает владельцу квартиры, есть ли у него задолженность. Виртуальный оператор понимает вопросы и отвечает оперативнее, чем это мог бы сделать человек, и при этом находится на связи круглосуточно.

Кроме того, в столице развернута интеллектуальная транспортная система, помогающая регулировать транспортные потоки. Она объединяет светофоры, детекторы и камеры видеонаблюдения. Данные с них отправляют в ситуационный центр ЦОДД, где эти сведения используют, чтобы составлять краткосрочные и стратегические прогнозы и в дальнейшем управлять ситуацией на дорогах. Детекторы на светофорах и камеры помогают определять, насколько дороги загружены; искусственный интеллект решает, сколько времени должен быть включен зеленый или красный сигнал.

Все эти проекты направлены на существенное улучшение качества жизни людей.

Что дальше?

На данный момент существенные результаты могут продемонстрировать проекты, которые реализуются в рамках экспериментальных правовых режимов. Именно такой режим дает возможность сделать что-то новое первыми. Те, кому удастся добиться успехов в тестировании своих решений в рамках подобных правовых «песочниц», смогут строить планы по их масштабированию. Развитые в технологическом плане страны пошли по пути проведения экспериментов и смогли эффективно и безопасно протестировать существующие границы возможного применения технологий. Нашей стране тоже предстоит сделать это. Использование данных для социальных благ — такое же необъятное по возможностям поле для исследований, как и коммерциализация данных или их применение в госуправлении.

Больше информации об интересных событиях, тенденциях и фактах в сфере цифровой экономики, мнений экспертов, а главное — ярких рассказов о решениях на основе данных в социальной сфере, здравоохранении, культуре, образовании, благотворительной и волонтерской деятельности, читайте в новом проекте «DobroData. Данные на службе добра». Пусть тех, кто умеет делать мир лучше, станет больше! Возрастная маркировка: 12+