. Заметим, что функции социальной сети, описанные в статьях этой серии, доступны только при установке сервера SharePoint Server 2010. Они недоступны в рамках развертывания SharePoint Foundation 2010.

Как уже говорилось в предыдущих статьях, очень важно иметь расширенный пользовательский профиль. Это означает, что каждый сотрудник должен предоставить о себе информацию и подробно описать проекты, над которыми работает, чтобы другие люди могли прочитать эту информацию и связаться с ним. Некоторая часть информации может быть импортирована из других ресурсов (таких, как синхронизация пользовательского профиля с Active Directory), но обычно пользователи сами знают, какими навыками они обладают и над чем работают.

Разработчики SharePoint знают, что обычно люди не дают слишком много информации. А если и дают, то не стремятся своевременно обновлять ее. Вот для чего SharePoint предоставляет инструменты, нацеленные на автоматическое обновление информации и дающие пользователям возможность легко обновлять свою часть информации. Теперь я расскажу о главных инструментах, которые помогут пользователям узнать, «кто кого знает», «кто что знает» и «кто что делает», что отражается в живой и поэтому ценной социальной сети.

Мой сайт как точка отсчета

Принимая во внимание то, что каждая организация желает полностью регулировать функции социальной сети SharePoint, каждый пользователь будет иметь сайт, который называется My Site. Существует три набора функций, доступных через My Site, и есть разрешения, которые контролируют доступность этих функций. Они по умолчанию активированы для аутентифицированных пользователей. Вы можете изменить эти разрешения, используя вкладку Manage User Permissions в приложении User Profile Service, куда можно получить доступ через сайт SharePoint Central Administration. Вот эти разрешения.

  • Use Personal Features. Данное разрешение позволяет пользователям сообщать детальную информацию о себе через общедоступные страницы профиля. Пользователи также могут сообщать некоторую информацию о себе и контролировать ряд аспектов этой информации (например, кто может просматривать ее). Пользователи могут получить доступ к данному функциональному набору из вкладки My Profile на своих персональных домашних страницах.
  • Create Personal Site. Это разрешение позволяет пользователям создавать собственный стандартный сайт группы. На этом сайте пользователи могут хранить личные документы и документы, которыми они хотели бы поделиться с остальными. Доступ к этому набору функций пользователи могут получить из вкладки My Content на своих персональных домашних страницах.
  • Use Social Features. Это разрешение позволяет пользователям задействовать функции социальной сети и индикатор активности, который показывает последние действия их коллег. Доступ к этим функциям можно получить из разных мест, включая вкладку My Newsfeed на персональных домашних страницах.

Пользователи могут получить быстрый доступ к домашним персональным страницам на My Site, щелкнув по их именам в правом верхнем углу большинства страниц SharePoint. Появится список, содержащий ссылки на домашнюю персональную страницу и публичный профиль. В процессе навигации пользователей по определенным областям SharePoint многие ссылки выводят их на публичный профиль других пользователей. Например, если результаты поиска связаны с определенным человеком, вы увидите ссылку на его общедоступный профиль.

Страница My Profile

Страница, которая визуализирует профиль, называется person.aspx; она находится в коллекции сайтов, известной как My Site Host. Каждое приложение User Profile Service ассоциируется с одним My Site Host. Вы можете управлять My Site Host при помощи вкладки Setup My Sites на странице Settings, расположенной в приложении User Profile Service. Если вы хотите изменить настройку My Site Host по умолчанию, нужно использовать шаблон сайта My Site Host или пустой шаблон сайта для создания коллекции сайтов, где My Site Host будет размещаться. Также следует убедиться, что сайт реально существует на верхнем уровне в Web Application, используемом для My Site Host. В противном случае информация о пользователе не будет индексироваться поисковой машиной.

Person.aspx — это страница, на которой имеется много вкладок. Детали, которые эта страница показывает, зависят от того, кто из пользователей пытается получить к ним доступ, и строки запроса, переданной странице. Если Person.aspx вызван без строки запроса, то показывается профиль текущего пользователя. Страница также служит для демонстрации публичного профиля пользователя остальным. В этом случае то, какие детали будут показаны, зависит от взаимоотношений, которые существуют между двумя пользователями. Например, на экране 1 показан результат просмотра пользователем по имени Кевин Лаахс профиля пользователя по имени Дженни Лайз. В этом случае страница person.aspx вызвана так:

http:///person
   . aspx? accountName=laahs\jenny

Вкладка Overview в профиле показывает общие для двух пользователей детали — то, что оба человека знают, чем они оба интересуются и что им обоим нравится в разделе In Common With You.

Каждый пользователь в состоянии самостоятельно контролировать информацию, которую могут видеть другие пользователи. Чтобы это работало, взаимоотношения вызывающего пользователя и того, к кому он обращается, должны быть указаны. Вызывающий пользователь помещается в одну из следующих групп.

  • My Manager. Вызывающий пользователь указан в качестве менеджера в профиле целевого пользователя.
  • My Team. Вызывающий пользователь есть в списке коллег целевого пользователя, и столбец My Team установлен в Yes.
  • My Colleague. Вызывающий пользователь заявлен в списке коллег целевого пользователя, а столбец My Team установлен в No.
  • Everyone. Ни одно из перечисленных условий не соблюдается.

В профиле пользователя каждое свойство имеет значение по умолчанию и настройку конфиденциальности, которая определяет группу людей, имеющих возможность просматривать это свойство. Если пользователям разрешено изменять настройки конфиденциальности собственной информации, то они могут делать это, редактируя свой профиль и изменяя группу, которой будет разрешено просматривать данное свойство. Более того, пользователи могут поставить флажок на просмотр своего профиля и посмотреть, как он выглядит со стороны. Это делается при помощи ссылки View my profile as seen, расположенной вверху страницы профиля.

Данная функция конфиденциальности задействована не только в свойствах пользовательского профиля. Пользователи могут указать, кто может видеть их сайт и членство в группах и кто может видеть их коллег. Политики также применяются для управления объектами, имеющими настройку конфиденциальности, и тем, могут ли настройки по умолчанию быть переписаны пользователями. Администраторы могут управлять этими политиками, используя вкладку Manage Policies на странице Settings в приложении User Profile Service.

Отслеживая свои профили и сохраняя свойства, такие как Interests и Skills, обновленными, пользователи вносят весомый вклад в «интеллектуальную базу» своей организации. Эти свойства позволяют быстро находить экспертов и устанавливать связи, которые строят социальную сеть внутри компании.

Десять вкладок для My Site

Как показано на экране 1, на странице профиля имеется десять вкладок. Перечислим самые важные из них.

 

Просмотр профиля другого пользователя
Экран 1. Просмотр профиля другого пользователя

Вкладка Overview. Вдобавок к разделу In Common With You, о котором упоминалось выше, вкладка Overview показывает положение пользователя в иерархии организации, недавние действия, навыки и интересы. Последний пункт дает вновь зашедшим пользователям возможность быстро задать вопрос специалисту по его интересам. Это действие формирует сообщение на панели заметок, которое переправляется в канал новостей пользователя. У каждого пользователя есть панель заметок, которая работает как «стена» в Facebook.

Вкладка Organization. Через эту вкладку посетители могут получить больше информации о положении пользователя в иерархии организации. Если в браузере активирована поддержка Microsoft Silverlight, посетители могут воспользоваться преимуществом визуального интерфейса, как показано на экране 2, и увидеть позицию в иерархии организации этого пользователя «в лицах».

 

Изучение статуса пользователя в иерархии организации
Экран 2. Изучение статуса пользователя в иерархии организации

Вкладка Content. Эта вкладка показывает контент, автором которого является пользователь. Она включает записи в блоге и документы, автором которых является пользователь в ферме SharePoint. Кроме того, вкладка Content позволяет посетителям быстро зайти на соответствующий сайт SharePoint, поскольку перечисляет все сайты, которые содержат контент, автором которого является пользователь.

Вкладка Tags and Notes. SharePoint позволяет сотрудникам указывать для веб-страниц ключевые слова, добавлять заметки и рейтинги. Эта вкладка показывает «облака» тегов пользователя, а также его последние заметки и действия. Если щелкнуть по тегу, вы увидите заметки и действия, с которыми этот тег ассоциировался.

Вкладка Colleagues. На этой вкладке пользователи могут управлять своим списком коллег.

Вкладка Memberships. Эта вкладка показывает информацию о группах, членом которых является пользователь. Например, вкладка показывает сайты SharePoint и списки рассылки AD Distribution Groups (DG), членом которых является пользователь. Заметьте, что она показывает только те сайты SharePoint, где пользователь добавлен явно в группу SharePoint, которая представляет членов сайта. Это важно, поскольку сотрудники становятся членами сайта SharePoint разными путями. Например, пользователь может быть собственником, Owner или членом AD Security Group, которая была добавлена к группе Members сайта. Сайты, членом которых является пользователь, обновляются фоновым заданием User Profile Service Application — User Profile to SharePoint Full Synchronization, которое запускается каждый час по умолчанию. Вы можете принудительно запустить это задание в Central Administration.

Кто ваши коллеги

Многие функции социальной сети SharePoint рассчитаны на то, что пользователь точно знает, кто именно является его коллегами. Имея эту информацию, SharePoint может установить как взаимоотношения между людьми, используя промежуточные социальные связи между ними. Это может помочь организовать более широкую социальную сеть. Например, вы можете не знать конкретного человека, но можете узнать, является ли он коллегой кого-либо из ваших коллег. Это позволит вам попросить вашего знакомого представить вас этому человеку.

У каждого пользователя есть список коллег, которым можно управлять автоматически или вручную. По умолчанию все пользователи, с которыми работает один и тот же менеджер, указанный в их профилях пользователя, добавляются автоматически в качестве коллег и помечаются как члены группы My Team. Это один из примеров того, как список коллег поддерживается автоматически.

Предполагаемые коллеги также автоматически заносятся в список, если вы установите дополнение Microsoft SharePoint Server Colleague Import Add-In для Outlook 2010. Предполагаемые коллеги выхватываются из сообщений пользователя: кому они отсылали сообщения и от кого их получали. Дополнение Microsoft SharePoint Server Colleague Import Add-In сканирует каждую папку Sent Items пользователя, ищет имена (коллег) и ключевые слова (экспертов) и учитывает частоту употребления этих имен и ключевых слов.

Результаты сканирования используются для обновлений файла, названного spscoll.dat, в каждом профиле пользователя Windows. Файл содержит список электронных почтовых адресов и их ранг, чтобы определить, как часто тот или иной пользователь взаимодействовал с другими сотрудниками. Этот список предполагаемых коллег импортируется в SharePoint, где он будет показан в следующий раз, когда пользователь посетит вкладку Colleagues на своей домашней странице.

Хотя предположения импортируются, пользователям нужно решить, кого из предполагаемых коллег включить в список и какие ключевые слова добавить к своему списку областей знаний. Это функция составления списков, очень важная с точки зрения конфиденциальности и безопасности. Обратите внимание, что электронные почтовые адреса, содержащиеся в списке предполагаемых коллег, также должны существовать в профиле пользователей SharePoint для тех пользователей, которых хотелось бы добавить в качестве коллег в списки. Microsoft Office Communicator также вносит свой вклад в список предполагаемых коллег, анализируя статистику службы IM.

SharePoint облегчает пользователям процесс добавления коллег вручную: достаточно один раз щелкнуть по ссылке в нужном месте, например в результатах поиска, в которых есть информация о людях. Или же можно воспользоваться Outlook Social Connector. Эта функция Outlook 2010 позволяет сотрудникам организации подсоединяться к внешним социальным сетям (таким как Facebook и LinkedIn) и показывать информацию из этих социальных сетей прямо в Outlook. My Site — это единственный коннектор в поставке SharePoint. После того как его настройки заданы, пользователи могут просто добавлять коллег из панели коннектора, находящейся в нижней части каждого окна сообщения Outlook. Это окно также показывает информацию из социальной сети, как мы видим на экране 3. В данном случае показана активность отправителя.

 

Использование Outlook Social Connector для отображения информации из социальных сетей
Экран 3. Использование Outlook Social Connector для отображения информации из социальных сетей

Интересы других пользователей

Страница My Newsfeed (доступ к которой вы можете получить из горизонтального меню, расположенного в верхней части страницы профиля) является местом, где пользователи могут посмотреть, что делают другие пользователи, как показано на экране 3. Смысл в том, что, если ваши коллеги проявляют интерес к чему-либо, велика вероятность того, что вам это будет полезно. Например, если кто-то из ваших коллег маркирует какой-либо контент тегом, который относится к сфере его интересов, вы, возможно, захотите тоже просмотреть этот контент. Таким образом, отслеживание деятельности ваших коллег позволяет вам быть в курсе важной информации. Это объединяет людей, что и является главным смыслом социальной сети.

Явные и неявные действия, относящиеся к вашим коллегам, перечислены на странице My Newsfeed. Неявные действия — это те действия, которые выполняются не самими вашими коллегами, но влияют на них. Например, кто-то из пользователей стал членом нового сайта SharePoint или какая-то взаимосвязь пользователей была изменена, что выразилось в появлении новых участников. Явные действия — это те действия, которые выполняются напрямую самим пользователем; например, кто-то из сотрудников оставляет комментарии на панели какого-либо пользователя или обновляет информацию в области своих интересов.

Пользователи управляют теми действиями, которые показываются на странице My Newsfeed (экран 4), редактируя свой профиль и выбирая действия для отслеживания. Существует 16 видов действий, которые пользователь может выбрать для контроля, в том числе задание тега для контента коллегой, использование одной из областей интереса как тега, создание контента коллегой, новая запись в блоге, новые коллеги, изменение менеджера и предстоящие дни рождения.

 

Использование страницы My Newsfeed для получения информации о том, что делают другие пользователи
Экран 4. Использование страницы My Newsfeed для получения информации о том, что делают другие пользователи

Панель действий каждого пользователя обновляется фоновым заданием, называемым User Profile Service Application — Activity Feed Job, которое запускается по умолчанию ежедневно. Возможно, вам потребуется запускать это задание чаще, если вы захотите сразу же узнавать о новых действиях. Это можно сделать при помощи ссылки Check job status, находящейся в Central Administration.

Панели действий имеют смысл, только если каждый принимает участие в своевременном обновлении информации в профайле. Иначе они не представляют ценности для багажа знаний всей компании. Каждый месяц SharePoint посылает пользователям электронные письма с напоминанием о том, что им нужно пересмотреть и обновить информацию из своего профайла (это плановое задание, которое вы можете блокировать в Central Administration, если не хотите получать эти письма). Хорошие технические решения для повышения эффективности взаимодействия коллег встречаются редко, поэтому мотивировать людей на своевременное обновление информации профайла — в ваших интересах.

Поиск людей

Сразу после установки SharePoint 2010 предоставляет страницу поиска, которая показывает нужную информацию о сотрудниках. Например, там могут быть показаны сферы интересов, которые являются наиболее распространенными среди коллег, указанных в результатах поиска. Имя файла этой страницы — peopleresults.aspx, она ассоциируется с вкладкой People на странице результатов поиска по умолчанию, как показано на экране 5.

 

Страница People Search Results для обзора информации о пользователях
Экран 5. Страница People Search Results для обзора информации о пользователях

Две части Web Parts на странице peopleresults.aspx — это People Search Core Results Web Part и People Refinement Panel Web Part. Часть People Search Core Results Web Part использует для поиска расположение Local People Search Results. Вы можете модифицировать Web Part для изменения свойств по умолчанию, которые возвращаются в это расположение, или модифицировать файл Extensible Style Language (XSL), чтобы результаты были показаны в ином виде. Эта Web Part поддерживает следующие функции.

  • Промежуточные знакомые. Результаты представляют число знакомых между пользователем, выполняющим поиск, и пользователями, возвращаемыми в результатах поиска с выводом взаимоотношений под фотографиями этих пользователей. Например, на экране 5 видно, что отношения могут определяться как «Мой коллега» или «Коллега моего коллеги». Последний статус может помочь пользователю представиться кому-либо через своих коллег.
  • Поиск самого себя. В данном случае пользователь, выполняющий поиск, выводится в результатах поиска. Результаты поиска показывают, как много раз другие пользователи щелкали по данному профилю и какие ключевые слова использовались для поиска. Эта информация появляется внизу результатов поиска, как показано на экране 5. Если пользователи видят, что по их профилям щелкают нечасто, это мотивирует их на обновление своих профилей и информации о себе. Им достаточно здесь один раз щелкнуть мышью, чтобы получить доступ к своему профилю, что облегчает обновление информации.

Часть People Refinement Panel Web Part показывает подходящих специалистов, основываясь на результатах поиска. В отличие от детализации Web Part для обычной страницы результатов поиска, вы не можете изменять специалистов, которые в итоге показываются на странице результатов поиска людей. Однако SharePoint показывает вам наиболее подходящих специалистов, основываясь на результатах поиска, как можно увидеть на левой панели навигации на экранах 5 и 6.

 

Выявление общих интересов на странице People Search Results
Экран 6. Выявление общих интересов на странице People Search Results

Экран 5 возвращает больше пользователей, у которых меньше общих интересов, чем на экране 6, поэтому уточняющими параметрами были Job Title, Schools и Favorite Musical Instruments. На экране 6 у двух указанных пользователей было нечто общее, поэтому они были показаны как специалисты. Щелкнув по одному из видов интереса, вы найдете нескольких сотрудников, которые этот интерес разделяют. Эта функция помогает пользователям быстро находить экспертов и, как уже говорилось выше, работает только в том случае, если пользователи обновляют свои профили.

Быть социальным

SharePoint является социальной сетью. Однако если вы хотите, чтобы он работал хорошо, необходимо объединиться и продвигать корпоративную культуру, стимулируя регулярное обновление коллегами их пользовательских профилей и предоставление детальной и релевантной информации.

Кевин Лаахс (kevin.laahs@hp.com) — специалист по стратегическим технологиям в HP Enterprise Services

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF